В разгаре 72-й Венецианский кинофестиваль, куда съехались и артахусные звезды, и голливудские. В воскресенье будет объявлено имя победителя и всех лауреатов. Пока же в oKino.ua решили вспомнить десять великих фильмов, которые в разное время удостаивались наивысшей награды смотра — статуэтки «Золотого льва».

— 2012 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Фауст

Реж. Александр Сокуров

В Венеции всегда любили российское кино, а возглавлявший долгие годы фестиваль Марко Мюллер постоянно содействовал продвижению фильмов из России. На этом фоне победа «Фауста» казалась весьма логичной. Экранизация первой главы романа Гёте сумела впечатлить и критиков, и зрителей, и членов жюри, возглавляемого режиссером Дарреном Аронофски.

— 2005 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Горбатая гора

Реж. Энг Ли

2005-ый был годом, прошедшим под знаком «Горбатой горы». Гей-драма о влюбленных ковбоях победила в Венеции, получила ключевые призы Британской киноакадемии и четыре «Золотых глобуса». О ленте китайца Ли говорили всюду: о ней устраивались дебаты, ее пародировали и провозглашали важной вехой в ЛГБТ-движении. При этом, помимо трех «Оскаров», призов, вручаемых серьезными академиками кино, «Горбатая гора» отхватила также подростковую премию от канала MTV в номинации «Лучший актер» (Джейк Джилленхол) и «Лучший поцелуй».

— 1993 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Короткий монтаж

Реж. Роберт Олтмен

Если российское кино в Венеции — это страсть, то кино американское — главная любовь жизни. Начиная с 80-х, в Лидо особое внимание уделяли продукции из-за океана. Причем среди множества проходных картин хватало и достойных. Как важный пример последнего — «Короткий монтаж». Лента Роберта Олтмена — это целый калейдоскоп историй из жизни обитателей Лос-Анджелеса с его актерами-неудачниками, работниками ТВ, обычными бродягами и круглосуточными тусовщиками.

— 1980 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Глория

Реж. Джон Кассаветис

Джон Кассаветис сделал для американского независимого кино практически столько же, сколько Жан-Люк Годар для арт-кино европейского. Начиная как актер, Кассаветис быстро понял, что его призвание — режиссура. Всю последующую жизнь он подрабатывал на съемках кинокартин и сериалов с одной целью — снимать свое кино. «Глория» — одна из самых любимых зрителями лент режиссера. Это одновременно история одиночества в большом городе и приключенческий фильм о том, как уставшая от жизни женщина спасает соседского ребенка от местных мафиози.

— 1967 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Дневная красавица

Реж. Луис Бунюэль

В 1967 году за главный приз Венеции боролись четыре знаковые картины — «Китаянка» Годара, «Царь Эдип» Пазолини, «Посторонний» Висконти и «Дневная красавица» Бунюэля. В результате победила последняя. В фильме Бунюэля речь шла о молодой женщине (Катрин Денёв), которая, устав от обычной жизни буржуа, становится высокооплачиваемой проституткой. В середине 60-ых подобное казалось чем-то скандальным, сегодня же «Дневная красавица» выглядит скорее слепком эпохи и произведением большого мастера, нежели фильмом-провокацией.

— 1964 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Красная пустыня

Реж. Микеланджело Антониони

Финальная часть квадрологии отчуждения и первый фильм Антониони, снятый в цвете. Ради него он придавал траве ярко-зеленый оттенок, много работал с насыщенностью палитры. Для режиссера «Красная пустыня» была возможностью высказаться об индустриальном буме в Италии, а также порассуждать о месте человеке в этом «новом» мире. Причем, что поразительно, даже несмотря на наличие сочных красок, «Красная пустыня» стала одной из самых пессимистичных работ режиссера.

— 1962 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Иваново детство

Реж. Андрей Тарковский

Дебютный фильм Андрея Тарковского и начало венецианской страсти к российскому кино. Изначально ленту должен был ставить Эдуард Абалов, но отснятый им материал вызвал множество негативных комментариев со стороны руководства студии. Тогда было решено доверить работу над картиной 29-летнему Тарковскому, который до этого успел создать лишь несколько короткометражек. «Иваново детство» стало единственным фильмом режиссера, одобренным всеми высшими инстанциями СССР. Все его последующие картины, так или иначе, подвергались критике и цензуре.

— 1961 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

В прошлом году в Мариенбаде

Реж. Ален Рене

Гипнотический фильм Алена Рене, экранизировавшего роман Алена Роб-Грийе. История одной любви или рассказ о любовном треугольнике. Затянувшееся сновидение или лента о памяти. После премьеры в Венеции было много споров о самом фильме. Одни называли его великим произведением искусства, другие именовали снобистским пазлом для интеллектуалов. Спустя полвека киноработа Рене уже единогласно признается непревзойденным творением, вдохновляющим многие поколения постановщиков.

— 1955 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Слово

Реж. Карл Теодор Дрейер

Дрейер — великий режиссер с трагической судьбой. Он мало снимал, по 10 лет мог ожидать следующей работы, но при этом каждый его фильм оказывался настоящим шедевром. «Слово» — предпоследняя картина мастера — это история о вере и разных отношениях с Богом. Ее традиционно упоминают в списке лучших фильмов в истории кино, и ей в любви в разное время признавались Ингмар Бергман и Ларс фон Триер.

— 1951 —

Культовые фильмы, побеждавшие на Венецианском кинофестивале

Расёмон

Реж. Акира Куросава

Работа Куросавы восхищает своей структурой: одна история, поданная под разными ракурсами. Четыре свидетеля преступления пересказывают увиденное. Их показания отличаются, но из них постепенно вырисовывается общая правда. Чуть позже «Расёмон» был удостоен премии «Оскар» как лучший иностранный фильм, открыв таким образом миру режиссера Акиру Куросаву.