Пятый сезон «Игры престолов» стартовал в мировом масштабе: первую серию одновременно с американской премьерой на канале HBO посмотрели жители 170 стран. Что в лишний раз доказывает, что этот сериал — действительно самый популярный на планете. oKino.ua вместе со всем миром посмотрело премьеру и делится своими наблюдениями: с чем «Игра престолов» вернулась к зрителям?

Серия начинается с флэшбек-сцены, в которой юная Серсея Ланнистер просит ведьму предсказать ее будущее. «Все хотят знать свое будущее до тех пор, пока не узнают свое будущее». Выясняется, что ведьма была во многом права в своих предсказаниях, в том числе касательно трех детей, зачатых порочной связью Серсеи и ее брата Джейме. И этот флэшбек помогает объяснить параноидальное помешательство женщины по поводу участи своей будущей невестки Маргери: обе неистово хотят избавиться друг от друга. Интересно еще и то, что Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс, создатели «Игры престолов», чуть ли не клялись в том, что никогда не станут показывать в сериале сновидения героев, их воспоминания и какие-нибудь пророчества. Для высокой планки, с самого начала взятой шоу, это и правда было бы слишком просто.

Игра престолов

Обычно с прошлым здесь обходились с помощью сильных монологов (вроде того, в котором принц Оберин рассказал Тириону о том, как встретил его в младенчестве — седьмая серия четвертого сезона). Но эту сцену из нового сезона не стоит воспринимать в качестве капитуляции. Она важна вот в каком смысле: авторы сериала таким образом демонстрируют свою готовность к переменам, которые продиктованы не авторской принципиальностью, а самой логикой шоу. Некоторые вещи действительно не передать с помощью даже самых гениальных монологов и актерской игры — создатели «Игры престолов» принимают этот факт и вводят флэшбек. Это замечательно: в нашем случае можно точно не опасаться того, что сериал чем дальше, тем будет становиться хуже. К тому же, вряд ли все это растянется до бесконечности: Бениофф и Уайсс планируют закончить шоу к седьмому-восьмому сезону.

Игра престолов

Первый эпизод намекает нам на новые союзы и вводит в действие несколько новых важных сюжетных линий, но все это делается мягко и аккуратно (естественно, «аккуратно» с поправкой на специфику «Игры престолов». Самым интересным из союзов кажется «партнерство» Тириона и лысого Вариса. Бородатый, депрессивный и, разумеется, пьяный Ланнистер перестреливался остротами с бесконечно терпеливым Пауком, как вдруг последний разразился грандиозным планом по спасению Вестероса. Еще задолго до премьеры сериала нам обещали показать, кому же из представителей власти и претендентов на Железный Трон симпатизирует Варис — и, наконец. это стало известно (спойлерить имя мы не будем, хоть оно и очевидно). В политическом плане он напоминает какого-нибудь современного советника президента. У Паука даже есть нечто вроде готового предвыборного лозунга: «Мир, процветаниие и земля, где власть имущие не кормятся за счет слабых». В общем, не исключено, что в пятом сезоне эти двое окончательно обретут себя в роли мудрых политдеятелей, действующих от имени одного из главных игроков «Игры престолов».

Игра престолов

В статье про секреты пятого сезона сериала мы писали, что ожидаются серьезные рокировки в Королевской Гавани и по меньшей мере один персонаж, до этого обладавший минимумом зрительских симпатий, начнет подниматься наверх. Посмотрев «Грядщие войны», можно предположить, что этим персонажем может быть Станнис. Он никогда не был, кажется, ничьим фаворитом (и в этом была его особенность), но с тех пор, как этот герой прибыл на Север в конце прошлого сезона и спас Джона Сноу, он начал расти в наших глазах. Да, Станнис невозможно угрюмый, но он превращается в настоящего чемпиона.

Игра престолов

Первые серии (особенно в случае с сериалами HBO) часто превращают в красивые, но бессмысленные открытки: просто рисуют персонажей в кадре, дают какие-то намеки, но не дают экшна. Создатели «Игры престолов» жадностью не отличаются, именно поэтому в премьерной сцене пятого сезона одна из самых мощных сцен — та, в которой кое-кого из персонажей сжигают заживо. И чем дальше продвигается сериал, тем становится яснее, что его суть уже не в сюжете, который постепенно отдаляется от книг Джорджа Р. Р. Мартина. Вся суть — в этих уникальных союзах и столкновениях героев, о которых мы упоминали выше. Мир «Игры престолов» — это тотальный хаос, в котором выживают лишь те, кто сумел сплести прочную паутину связей.

Заметки на полях:

Режиссером премьерного эпизода пятого сезона «Игры престолов» выступил Майкл Словиц, один из главных операторов «Во все тяжкие». Несмотря на то что ему удалось мастерски соблюсти все каноны фирменного стиля этого сериала, «привет» всем любителям сериала про Уолтера Уайта он тоже умудрился передать. Например, в сцене, в которой Тирион путешествует в Пентос, мы видим происходящее через маленькую дырочку для воздуха.

В сериал вернулся Лансель Ланнистер, которого мы в последний раз видели давным-давно — еще в «Черноводной» (девятая серия второго сезона). Да еще и как эффектно вернулся, присоединившись к экстремистскому движению «воробьев» — вооруженных до зубов бродячих монахов.

Несмотря на головокружительные интриги, в «Игре престолов» есть неизменные вещи. В новой серии Тирион и Серсея напоминают о важном рецепте избавления от всевозможных горестей: просто утопить их в бочке с красным вином.

Самая неудобная сцена «Грядущих войн» — это вовсе не один из «Безупречных» с перерезанной глоткой, а разговор между Лорасом Тиреллом и Серсеей на похоронах Тайвина Ланнистера. Она в одинаковой степени неудобная и гениальная.