Единственный современный украинский режиссёр, снимающий полнометражное психоделическое кино, Игорь Подольчак окончил свою вторую полнометражную работу —
Общался Антон Филатов
oKino: Когда началась работа над фильмом «Delirium»?
И.П.: В 2008 году я закончил сценарий и в начале осени мы начали снимать в пригороде Львова, в Брюховичах. А окончили съёмки в 2010 году в Киеве. Мы снимали на цифру, камерой Red One.
Я ЗАНИМАЮСЬ ИСКУССТВОМ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, А НАОБОРОТ — ЧТОБЫ ИХ ЛУЧШЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ
oKino: Вы
И.П.: [улыбаясь] просто мне бы это очень хотелось.
oKino: …вы хотели сделать что-то оригинальное, или желание снять фильм-бред возникло по другим причинам?
И.П.: Художник всегда хочет сделать
Мне самому до сих пор в этом фильме ничего не понятно [улыбаясь]. Я занимаюсь искусством не для того, чтобы ответить на вопросы, а наоборот — что бы их лучше сформулировать и
oKino: То есть после того, как вы не ответили на личные вопросы в своём первом фильме «Las Meninas», вы взялись за съёмки второй ленты?
И.П.: Ну, не так прямолинейно. В первом своём фильме мне не удалось прояснить для себя
Трейлер фильма «Delirium»
oKino: К какому жанру вы относите своё кино?
И.П.: Жанр — понятие растяжимое. Это всё равно, что составлять сложносочинённые понятия в немецком языке, когда в итоге появляется
oKino: «Las Meninas» участвовал более чем в 25 кинофестивалях. Началась ли уже фестивальная история у «Delirium»?
И.П.: Приближается Роттердамский кинофестиваль, но мы от него отказались, потому что там существует неписанное правило: если мой фильм раз побывал в конкурсе, то больше ни одна моя работа в конкурсную программу не попадёт. А в прошлом году «Las Meninas» уже был в конкурсе. Так что сейчас мы рассматриваем другие фестивали для «Delirium», но этот фильм несколько сложнее моей первой работы, так что посмотрим…
oKino: «Las Meninas» для вас был музыкальным фильмом, который вы «слышали увидев». А как вы воспринимаете «Delirium»?
И.П.: В «Las Meninas» было много музыки. В «Delirium» музыка звучит только в начальных и заключительных титрах, а в течение фильма нет ни одно музыкального звука. Мой фильм необходимо смотреть просто внимательно и сосредоточенно, что достаточно редко встречается среди современных людей.
Отрывок из фильма «Las Meninas»
oKino: Важна ли историческая или социальная актуальность ваших работ?
И.П.: Это всё для меня не важно, поэтому и социум, и исторические события слабо отображаются в моих работах. Я конечно же живу в обществе, и к сожалению, я от него не настолько свободен, насколько бы хотелось, поэтому это
«DELIRIUM» — ЭТО УКРАИНСКИЙ ФИЛЬМ, НО НЕ СОВСЕМ В ТОМ ПОНИМАНИИ, В КОТОРОМ МЫ ПРИВЫКЛИ ВИДЕТЬ УКРАИНСКОЕ КИНО
oKino: «Delirium» — это украинский фильм? Если, например, идеально дублировать эту ленту на любой другой язык — что в нём останется украинского?
И.П.: Ну, сейчас все обсуждают вопрос «а существует ли вообще национальное кино?» — и правильно делают. В
Я
oKino: У вас нет кинематографического образования, как вы учились снимать кино?
И.П.: Режиссуре невозможно научить — это только жизненный опыт. Многие из режиссёров, которых я люблю, не имели никакого кинематографического образования.
oKino: Что вам позволяет кино из того, что невозможно в живописи?
И.П.: Кино открывает большие возможности, потому что оно динамичнее и существует во времени. Не могу сказать, что кино богаче любого другого изобразительного искусства, потому что в живописи тоже много достоинств, но кино разнообразнее в своих средствах.
oKino: Какую музыку вы слушаете в последнее время?
И.П.: Вагнера, хочу его использовать в своём новом фильме, который уже монтирую. Это будет короткометражка, минут на 35 с условным названием «Натюрморт». Денег на этот фильм сейчас у меня нет совсем, поэтому я компенсирую их отсутствие наличием свободного времени.
oKino: Какие фильмы из последних просмотренных вас впечатлили?
И.П.: Я смотрю фильмы ретроспективно по режиссёрам. Из последних, меня поразили своей гипертрофированной истеричностью ранние фильмы Аджея Жулавского. Нравится также Роман Поланский, который с Жулавским двигался практически всегда параллельно — тематически и стилистически они очень похожи.
oKino: Какие книги вы читаете?
И.П.: Очень разные. До этого читал Софокла, сейчас — Левкина. Люблю перечитывать
[досье] Игорь Подольчак
Родился в 1962 году. Режиссёр, сценарист, продюсер, живописец, график, фотограф.
В 1984 году окончил с отличием Львовскую национальную академию искусств. Служил в пограничных войсках.
В 1991 г. вместе с Романом Виктюком и Игорем Дюричем основал творческое объединение «Фонд Мазоха».
Участник многочисленных международных выставок. Порядка 30 музеев и публичных коллекций по всему миру включают его работы. В 1993 году его персональная выставка состоялась на орбитальной станции «Мир», став первой художественной выставкой, прошедшей в космосе.
Выступил иллюстратором книги «Якоб Беме», признанной Лучшей книгой мира на Международной Франкфуртской книжной ярмарке.
Премьера его дебютного полнометражного фильма Las Meninas состоялась в 2008 году на Международном кинофестивале в Роттердаме.
Живёт и работает в Киеве и во Львове.
Действительно, фильмы очень трудные для просмотра. Это не картины на вечер, иногда приходится смотреть фильм отрывками, чтобы лучше понять и осмыслить его.
режиссёр он очень интересный, но фильмы его смотреть может далеко не каждый.