Единственный современный украинский режиссёр, снимающий полнометражное психоделическое кино, Игорь Подольчак окончил свою вторую полнометражную работу — «фильм-бред» «Delirium». В связи с этим у нас появилась бредовая идея пообщаться с режиссёром о его ленте, в которой здравого смысла на поверку оказалось больше, нежели в массовой кино-начинке кинотеатров. Кроме того, он поведал нам о природе своего творческого поиска, предпочтениях в кинематографе и, наконец, о том, каким не должно быть современное украинское кино.

Общался Антон Филатов

oKino: Когда началась работа над фильмом «Delirium»?

И.П.: В 2008 году я закончил сценарий и в начале осени мы начали снимать в пригороде Львова, в Брюховичах. А окончили съёмки в 2010 году в Киеве. Мы снимали на цифру, камерой Red One.

Я ЗАНИМАЮСЬ ИСКУССТВОМ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, А НАОБОРОТ — ЧТОБЫ ИХ ЛУЧШЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ

oKino: Вы как-то сказали, что фильм «Delirium» — «сам по себе бред»…

И.П.: [улыбаясь] просто мне бы это очень хотелось.

oKino: …вы хотели сделать что-то оригинальное, или желание снять фильм-бред возникло по другим причинам?

И.П.: Художник всегда хочет сделать что-то оригинальное, в ином случае он был бы подражателем. Мне интересна тема бреда. Много уже снято фильмов о бреде и о пограничных состояниях. А я хотел сделать фильм-бред. В нём нет людей, которые страдают или наслаждаются какими-то болезненными состояниями.

Мне самому до сих пор в этом фильме ничего не понятно [улыбаясь]. Я занимаюсь искусством не для того, чтобы ответить на вопросы, а наоборот — что бы их лучше сформулировать и как-то с ними пожить. Ответить же на них в большинстве случаев просто не удаётся, поэтому и приходится делать следующий фильм или снимать новую фотографию.

oKino: То есть после того, как вы не ответили на личные вопросы в своём первом фильме «Las Meninas», вы взялись за съёмки второй ленты?

И.П.: Ну, не так прямолинейно. В первом своём фильме мне не удалось прояснить для себя что-то невыразимое, с чем постоянно хочется разобраться. Мне даже не удалось сформулировать какие-то конкретные вопросы. Но их далеко не всегда получается проговорить.

Трейлер фильма «Delirium»

oKino: К какому жанру вы относите своё кино?

И.П.: Жанр — понятие растяжимое. Это всё равно, что составлять сложносочинённые понятия в немецком языке, когда в итоге появляется длинное-длинное слово. Условно я называю свой фильм «психоделической драмой».

oKino: «Las Meninas» участвовал более чем в 25 кинофестивалях. Началась ли уже фестивальная история у «Delirium»?

И.П.: Приближается Роттердамский кинофестиваль, но мы от него отказались, потому что там существует неписанное правило: если мой фильм раз побывал в конкурсе, то больше ни одна моя работа в конкурсную программу не попадёт. А в прошлом году «Las Meninas» уже был в конкурсе. Так что сейчас мы рассматриваем другие фестивали для «Delirium», но этот фильм несколько сложнее моей первой работы, так что посмотрим…

oKino: «Las Meninas» для вас был музыкальным фильмом, который вы «слышали увидев». А как вы воспринимаете «Delirium»?

И.П.: В «Las Meninas» было много музыки. В «Delirium» музыка звучит только в начальных и заключительных титрах, а в течение фильма нет ни одно музыкального звука. Мой фильм необходимо смотреть просто внимательно и сосредоточенно, что достаточно редко встречается среди современных людей.

Отрывок из фильма «Las Meninas»

oKino: Важна ли историческая или социальная актуальность ваших работ?

И.П.: Это всё для меня не важно, поэтому и социум, и исторические события слабо отображаются в моих работах. Я конечно же живу в обществе, и к сожалению, я от него не настолько свободен, насколько бы хотелось, поэтому это каким-то образом на меня влияет. Но сознательно я таких задач перед собой не ставлю.

«DELIRIUM» — ЭТО УКРАИНСКИЙ ФИЛЬМ, НО НЕ СОВСЕМ В ТОМ ПОНИМАНИИ, В КОТОРОМ МЫ ПРИВЫКЛИ ВИДЕТЬ УКРАИНСКОЕ КИНО

oKino: «Delirium» — это украинский фильм? Если, например, идеально дублировать эту ленту на любой другой язык — что в нём останется украинского?

И.П.: Ну, сейчас все обсуждают вопрос «а существует ли вообще национальное кино?» — и правильно делают. В какой-то мере «Delirium» — это украинский фильм, но не совсем в том понимании, в котором мы привыкли видеть украинское кино.

Я когда-то шутил: что бы ни делал русский — у него постоянно получается автомат Калашникова, а что бы ни делал украинец — у него постоянно получается «українське поетичне кіно» [улыбаясь]. В этом смысле мой фильм — не украинское кино.

oKino: У вас нет кинематографического образования, как вы учились снимать кино?

И.П.: Режиссуре невозможно научить — это только жизненный опыт. Многие из режиссёров, которых я люблю, не имели никакого кинематографического образования.

oKino: Что вам позволяет кино из того, что невозможно в живописи?

И.П.: Кино открывает большие возможности, потому что оно динамичнее и существует во времени. Не могу сказать, что кино богаче любого другого изобразительного искусства, потому что в живописи тоже много достоинств, но кино разнообразнее в своих средствах.

oKino: Какую музыку вы слушаете в последнее время?

И.П.: Вагнера, хочу его использовать в своём новом фильме, который уже монтирую. Это будет короткометражка, минут на 35 с условным названием «Натюрморт». Денег на этот фильм сейчас у меня нет совсем, поэтому я компенсирую их отсутствие наличием свободного времени.

oKino: Какие фильмы из последних просмотренных вас впечатлили?

И.П.: Я смотрю фильмы ретроспективно по режиссёрам. Из последних, меня поразили своей гипертрофированной истеричностью ранние фильмы Аджея Жулавского. Нравится также Роман Поланский, который с Жулавским двигался практически всегда параллельно — тематически и стилистически они очень похожи.

oKino: Какие книги вы читаете?

И.П.: Очень разные. До этого читал Софокла, сейчас — Левкина. Люблю перечитывать Роба-Грийе, который мне очень близок.

[досье] Игорь Подольчак

Родился в 1962 году. Режиссёр, сценарист, продюсер, живописец, график, фотограф.

В 1984 году окончил с отличием Львовскую национальную академию искусств. Служил в пограничных войсках.

В 1991 г. вместе с Романом Виктюком и Игорем Дюричем основал творческое объединение «Фонд Мазоха».

Участник многочисленных международных выставок. Порядка 30 музеев и публичных коллекций по всему миру включают его работы. В 1993 году его персональная выставка состоялась на орбитальной станции «Мир», став первой художественной выставкой, прошедшей в космосе.

Выступил иллюстратором книги «Якоб Беме», признанной Лучшей книгой мира на Международной Франкфуртской книжной ярмарке.

Премьера его дебютного полнометражного фильма Las Meninas состоялась в 2008 году на Международном кинофестивале в Роттердаме.

Живёт и работает в Киеве и во Львове.