В рамках фестиваля «Новое австрийское кино» знаменитый актёр Карл Марковиц представил два фильма со своим участием, а также свой режиссёрский дебют «Дыхание», который получил множество наград по всему миру. Встретившись с Карлом во время его визита в Киев, мы расспросили его о фильме «Дыхание», об актёрском мастерстве, об отличии голливудского и европейского кино, а также о том, откуда следует черпать вдохновение в жизни.

Общался Антон Филатов

oKino.ua: В одном из интервью вы сами сказали, что «Дыхание» — фильм о том, как парень знакомится с жизнью посредством смерти. Что смерть может рассказать о жизни? К.М.: Когда мы осознаём, что однажды утратим нашу жизнь — она приобретает абсолютно иное значение. Это заставляет задуматься над тем, счастливы ли мы от того, что живём именно так и довольны ли мы тем, чем занимаемся... Наша жизнь не бесконечна, и надо спешить стать счастливым.

Вы сыграли главную роль в фильме «Фальшивомонетчики», который получил Оскар за лучший иностранный фильм. Действие в этой ленте разворачивается в немецком концлагере. Была ли разница в том, как восприняли эту картину в Европе, США и в постсоветских странах? Я бы не сказал, что этот фильм восприняли в этих странах по-разному, ведь в картине идёт речь, прежде всего, о человеческих качествах. Испытания, через которые прошёл мой герой, могли выпасть на долю любого человека.

В фильме «Малер на кушетке» вы играете Фрейда. Как вы готовились к этой роли? К какой бы роли я не готовился в течение всей своей карьеры, я всегда опирался только на сценарий. Я не верю в то, что чтение книг об определённом человеке или эпохе помогает вжиться в роль. Если вы читаете сценарий и отчётливо видите каждого персонажа и все его переживания — этого достаточно.

Назовите несколько фильмов, которые вас впечатлили в последнее время. Меня впечатлил фильм «Аквариум» режиссёра Ардрэ Арнольд. Также очень понравилась румынская лента «Полицейский, имя прилагательное». В ней рассказывается о самой обычной жизни полицейского, которая показывается с невероятной чувственностью.

Вы снялись в украино-немецком фильме «Единый путь». Какая роль была у вас в этой картине? В этом фильме три новеллы, в одной из которых я сыграл бывшего боксёра, у которого завязывается роман с украинкой. Эта история разворачивается в Мюнхене, где мой персонаж живёт уже 14 лет, а она приехала всего несколько месяцев назад и они живут в одном доме.

В чём главное отличие работы в голливудском и европейском фильме? Приблизительно в 30-40-е годы прошлого века американская киноиндустрия стала самодостаточной и Голливуд начал выпускать огромное количество фильмов. В этих лентах действительность заменялась выдумкой, и все они были, как и сегодня, на одно лицо. Американское кино находится под огромным прессом бизнеса. Продюсеры требуют, чтобы в фильмах всё было доведено до совершенства, поэтому авторам этих лент не даётся право на импровизацию или интуицию. В свою очередь в европейское кино всегда было открыто для новых идей и экспериментов.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА АКТЁРА — КАК МОЖНО ЛУЧШЕ ПОЗНАТЬ СЕБЯ

Сложно ли совмещать карьеру в театре, в кино и на телевидении? Каждая из этих трёх форм творчества дополняет друг друга. Например, умение играть на сцене помогает мне появляться перед камерой. Вообще всё, что вы делаете в жизни, если вы делаете это осознано, — помогает в каких-то других вещах.

Наверное, главная задача актёра — как можно лучше познать себя. А чем больше ты узнаешь о самом себе, тем больше ты понимаешь мир вокруг.

Что такое хорошее кино? Ох... сложный вопрос. Это всё равно, что ответить на вопрос: «Что такое хороший человек?»

Я могу сказать, что конкретно тот или иной фильм — хорош, но найти какое-то одно определение невозможно. Например, Билли Уайлдер, один из лучших режиссёров в истории, говорил, что необходимы три вещи для того, чтобы снять хороший фильм: хороший сценарий, хороший сценарий, хороший сценарий... [улыбаясь]. И это абсолютно верно. Наверняка все знают, что такое хороший сценарий и, соответственно, хороший фильм, но мало кто может это сформулировать.

ЖИВОПИСЬ ПОМОГАЕТ МНЕ УВИДЕТЬ МИР ТАКИМ, КАКИМ БЫ Я ЕГО СОЗДАЛ, ЕСЛИ БЫ БЫЛ БОГОМ

В чём вы находите вдохновение? Абсолютно во всём. Самое главное для актёра, как и для любого творческого человека — постоянно смотреть на мир и пытаться понять, что вокруг происходит. Поэтому я читаю книги, газеты, слежу за новостями, но главное — наблюдаю за людьми. Нужно уметь осознавать, что в каждую минуту ты находишься в своего рода театральной постановке.

Например, несколько дней назад я ехал в машине и пока стоял на светофоре, увидел в зеркало заднего вида, что в машине позади моей сидела женщина, которая плакала... В тот момент я не мог ничего сделать, а потом уже никогда не узнаю, почему она плакала и что с ней произошло. А ведь это настоящая драма. Это как в каком-то французском фильме. И каждый день полон подобными историями.

Меня вдохновляет музыка — в ней я всегда встречаю те настроения, которые ранее не испытывал. Я также люблю живопись и фотографию. Могу подолгу рассматривать одну картину. Изобразительное искусство помогает мне сформировать не просто свой взгляд на мир, но и вообще свой мир. Живопись помогает мне увидеть мир таким, каким бы я его создал, если бы был Богом.

У вас есть хобби? На сегодняшний день наиболее важным хобби для меня являются вечерние пробежки. Несколько раз в неделю я бегаю в пригородах Вены, где холмистая местность. Это своего рода переключение сознания, ведь в этот момент я начинаю мыслить абсолютно по-другому. Это просто физическое занятие. Очень важно не забывать, что человек как одухотворённое существо, так и просто животное.

[досье] Карл Марковиц

Родился в 1963 году в Вене. Один из самых известных актёров Австрии.

В течение всей своей карьеры Карл играет в театре, а также снимается в кино и телесериалах.

Дебютировал в кино в 1991 году. Широкоизвестным стал после выхода телесериала «Комиссар Рекс», где сыграл инспектора Штокингера.

На сегодняшний день сыграл в более, чем 60 фильмах. Наиболее известные фильмы с его участием: «Приди, сладкая смерть» (2000), «Фальшивомонетчики» (2007) (Оскар за «Лучший фильм на иностранном языке») и др.

В 2011 году дебютировал в качестве режиссера и сценариста с фильмом «Дыхание», который получил Приз Label Europa Cinemas в Каннах и Гран-при кинофестиваля «Молодость».

В 2012 году снялся в украинской ленте «Единый путь» Дарьи Онищенко (совместное производство Украины, Сербии и Германии).