Автор «Человека с бульвара Капуцинов» и других знаменитых комедий Алла Сурикова нередко приезжает в свой родной город Киев. В один из таких приездов, режиссёр провела мастер-класс, в рамках которого нам удалось пообщаться с Аллой Суриковой о её фильмах, уже ставших классикой, а также о лентах, которые ещё только в планах.

Также она нам рассказала о своём пути в кинематографе, Андрее Миронове и о том, чем отличаются современные комедии от советских.

«моим „кинам“, как драгоценным винам,
настанет свой черёд…»
Алла Сурикова

Интервью подготовил Антон Филатов

oKino.ua: Вы сняли более двадцати фильмов, некоторые из них цитируют до сих пор. Сразу ли вы решили, что будете заниматься кинематографом? А.С.: Нет, далеко не сразу. Сначала я не поступила в автодорожный институт. Потом не защитила кандидатскую диссертацию, сдав аспирантские экзамены, по математической структурной лингвистике. Судьба распорядилась иначе и в итоге я поступила на высшие режиссёрские курсы.

Когда судьба создаёт какие-то препятствия — не нужно этого бояться, надо свернуть и возможно именно это даст возможность подняться на ступень выше. Сопротивление есть всегда, но судьба постоянно ведёт в правильном направлении. Как-то раз мне сказали: «Имей мужество доверять собственному таланту».

Свои первые фильмы вы сняли на киевской киностудии Довженко. Почему вы после этого переехали в Москву? Моя дипломная лента «Лжинка» была воспринята очень хорошо, получив призы на киевском фестивале «Молодость». А после этого я сняла большую детскую картину «Предположим, ты капитан», которая легла на полку — меня обвинили в критике пионерии и других вещах, о существовании которых в фильме я и не догадывалась.

Поэтому я поехала в Москву, где встретилась со своим любимым художественным руководителем Георгием Данелией. Он дал мне почитать сценарий для фильма «Суета сует», по которому я в результате и сняла фильм. Во время съёмок я сочинила строки:

«В актёре фокус, на актёре свет
Всё остальное — суета сует»

В этом фильме главную роль сыграла Анна Варпаховская, которая до сих пор играет в киевском театре Русской Драмы. Да, это замечательная актриса. У меня уже готов сценарий для фильма о её родителях. Её отец театральный режиссёр Леонид Варпаховский, в своё время был сослан на Калыму. У него была очень сложная и вместе с тем удивительная судьба. Если этот фильм состоится, то он будет о том, как любовь и молодость помогает выжить в любой ситуации.

РАНЬШЕ БЫЛА ИДЕОЛОГИЯ ВЛАСТИ — СЕЙЧАС ИДЕОЛОГИЯ ДЕНЕГ

В одних из лучших Ваших фильмах играл Андрей Миронов. Как с ним работалось? При всей своей внешней лёгкости он был очень организованным человеком, он никогда не опаздывал, и никогда никого не подводил. Я познакомилась с ним на фильме «Будьте моим мужем». На кастинге я позволила ему выбирать актрису, с которой ему надо было бы играть в паре. Он остановился на Лене Прокловой. Когда мы начали снимать, то на площадке между ними было заметно какое-то чувственное натяжение, которое передавалось на экране. Это важно, когда актёры немного влюблены друг в друга.

Ваш предыдущая полнометражная лента «Человек с бульвара КапуциноК» — это ремейк известного фильма с Мироновым? Это не ремейк, а парафраз. Не могу сказать, что довольна этим фильмом, ведь на многое просто не хватило денег. Один человек на начальном этапе хотел дать на съёмки миллион, при условии, что будет сниматься его девушка. Я пробовала её пять раз и в итоге всё равно взяла Лизу Боярскую. А деньги, которые он предлагал, не помешали бы…

ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ МОИХ ФИЛЬМАХ ЕСТЬ ПРИВЕТ УКРАИНЕ

Раньше были худ советы, которые создавали сложности. Сейчас появилась свобода в работе над детскими фильмами и комедиями? Раньше была идеология власти — сейчас идеология денег. Мне кажется, что сегодня очень актуальной стала пьеса Григория Горина «Забыть Герострата».

У вас не было идеи снять кино в Украине? Найдёте деньги — я к вам приеду. Практически во всех моих фильмах есть привет Украине. Например, в комедии «Хочу в тюрьму» мелькают украиноязычные девчонки из квартала красных фонарей, а в «Человеке с бульвара КапициноК» Лиза Боярская поёт «Ти ж мене підманула»…

ДЛЯ ФИЛЬМА «ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ» Я ВЫБИРАЛА ШУТКИ ИЗ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ»

Снимать комедии весело? Очень тяжело. Это один из самых трудных жанров, потому что вызвать у зрителя сожаление или растрогать его не так уж и сложно, а вот рассмешить — труднее. Ведь у каждого из нас своё чувство юмора.

Сегодня осталось очень мало людей, которые снимают комедии. Деньги сегодня вкладывают в основном в молодёжные комедии, потому что они приносят хорошую прибыль. В таких лентах есть ржачка и эротика, а не улыбки и смех. Это всё — ниже пояса. Но я думаю, что пусть лучше будет на экранах это, чем стрельба и убийства.

Откуда берутся шутки для фильма? Например, для фильма «Ищите женщину» я выбирала «смешинки» из журнала «Крокодил», подшивку которого я купила у какого-то генерала. В итоге картина разошлась на фразы и фразочки, которые цитировали ещё долго после её проката.

Какие из последних комедий вы бы могли назвать удачными? На фестивале комедий «Улыбнись, Россия», который я провожу, показываются комедии разного уровня и содержания. На предыдущем фестивале приз критиков получила лента «Мамы» — это не стопроцентная комедия, но просто очень милый добрый фильм.

Мне очень понравилась комедия «Калачи» — это в хорошем смысле слова «советская» комедия.

КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ЗАКАНЧИВАЮ ФИЛЬМ — ПОЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, СЛОВНО У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Практически во всех ваших фильмах присутствуют дети, вы также соавтор идеи «Ералаша». Достаточно ли сегодня снимается детского кино? Детское кино должно быть рассчитано на то, чтобы наши дети с самого раннего возраста впитывали нашу культуру, а не зарубежную. Сегодня такие фильмы снимаются по остаточному принципу и на такие крохи хорошее кино не снять. Кроме того, такие ленты нерентабельны и сами по себе. Если бы люди, которые вкладывают в детское кино, получали от государства какие-то льготы — процесс бы двинулся.

Как вы работаете с детьми? Либо они работают как обезьянки: ты показываешь им, а они повторяют, либо же ты общаешься с ними как со взрослыми актёрами: рассказываешь им о чём эта сцена и потом разными способами пытаешься добиться результата. Когда я работала над своей последней детской картиной «Тайна волчьей пасти», то заметила, что уже на третий день мальчики играли наравне со взрослыми актёрами.

Вы пересматриваете свои фильмы? Каждый раз, когда заканчиваю фильм — появляется ощущение, словно у меня ничего не получилось. Когда же с годами смотрю его вновь, то думаю, что фильм не так уж и плох. Что-то в картине замечаешь только с третьего-четвёртого раза.

Что такое хороший сценарий? Это прежде всего интересная история, которую можно рассказать в двух словах, как анекдот. В комедии сценарий важен, как ни в каком другом жанре. В драмах или артхаусных картинах можно сделать акцент на операторской работе, художнике или ещё чём то, а в комедии всё завязано на самой истории.

Ваша дочь Кира занимается творчеством Да, она написала книгу «Несладкий кофе» и мечтает написать ещё одну. У неё три сына, поэтому времени на творчество не хватает.

[досье] Алла Сурикова

Родилась 6 ноября 1940 в Киеве, её детство прошло на Музейном Переулке.

Заслуженный деятель искусств РФ (1992), Народная артистка России (2000).

В 1965 году окончила филфак Киевского Университета по специальности русский язык и литература, параллельно занимаясь математической лингвистикой.

Работала ассистентом режиссёра в телефильме «Маленький школьный оркестр» (1968) и «Умеете ли вы жить?» (1970).

Соавтор идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш».

В 1973 году окончила Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров, отделение детского кино. Её художественным руководителем был Георгий Данелия.

По окончании учёбы сняла первую полнометражную картину «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» (дипломный фильм), который был удостоен приза за лучшую режиссуру на киевском кинофестивале дебютных фильмов «Молодость».

Первые свои фильмы сняла на студии Александра Довженко, а с 1978 года работает в Москве.

С 1997 года ведёт мастерскую режиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии.

С 2002 года возглавляет мастерскую режиссуры на Высших Курсах сценаристов и режиссёров.

В 1999 году основала студию Позитив-фильм.

2001 год — автор идеи и президент комедийного кинофестиваля «Улыбнись, Россия!».

В 2002 году написала книгу «Любовь со второго взгляда».