Изабель Юппер сыграла сразу в двух фильмах, участвовавших в конкурсе 65-го Каннского кинофестиваля: «В другой стране» и «Любовь». И если последний получил «Золотую пальмовую ветвь», то корейская лента «В другой стране» стала одной из самых обсуждаемых картин кинофорума.

Встретившись с Изабель Юппер на Набережной Круазет в шикарном отеле «Карлтон», где она проживала во время кинофорума, мы поговорили с актрисой об этих двух фильмах. Кроме того, она поведала нам о своей дружбе с Михаелем Ханеке, об особенностях корейского кино, а также о том, что при выборе нового фильма важны не столько опыт и сценарий, сколько интуиция.

Общался Антон Филатов

Вы сыграли в фильме «Любовь» Михаэля Ханеке. Вы уже давно дружите с Михаэлем, однако нечасто появляетесь в его фильмах. Мы познакомились с Михаэлем не с целью снять фильм — просто оказалось, что у нас много общего и одинаковый взгляд на мир, что случается достаточно редко в отношениях режиссёра и актёра. Первые четыре года нашей дружбы мы просто общались, и речь никогда не заходила о том, чтобы вместе снять фильм. Потом он пригласил меня сыграть в «Забавных играх», но я отказалась, так что первой нашей совместной работой стал уже «Час волка». После этого он ещё несколько раз приглашал меня в свои фильмы, от которых я по разным причинам отказывалась. Ну, а когда началась работа над «Пианисткой», он сказал мне, что если я откажусь играть в этом фильме — он просто не будет его снимать. Для актрисы услышать такое заявление очень приятно… (улыбаясь)

«ЛЮБОВЬ» — ОЧЕНЬ ПРАВДИВЫЙ ФИЛЬМ, КОТОРЫЙ БЛИЗОК КАЖДОМУ

От съёмок в фильме «Любовь» вы не отказывались? Мне действительно хотелось сняться в нём. Моя героиня хоть имеет в этой ленте второстепенное значение, но её появление привносит в картину новый ритм. «Любовь» — очень правдивый фильм, который близок каждому, ведь мы все — в какой-то мере дети и родители.

трейлер фильма «Любовь»

Какие плюсы и минусы в работе с режиссёром, с которым дружишь долгое время? Работать с одним и тем же человеком долгое время очень хорошо. Тогда вы начинаете понимать друг друга буквально с полуслова…

Вы снимались у самых разных режиссёров, многие из которых сегодня стали уже классиками. Что для вас главное в работе с режиссёром? Доверие. Если у вас нет доверия к режиссёру — фильм не получится.

Как вы выбираете режиссёра, с которым решаете поработать? Главное при выборе, конечно же, сценарий. Кроме того, если меня приглашает режиссёр, который уже что-то снял, то я обязательно смотрю его фильмы. Но чаще всего я полагаюсь просто на интуицию, которая меня ещё ни разу не подводила. Так, я однажды согласилась сыграть в фильме «Частная собственность» малоизвестного на тот момент режиссёра Хоакима Лафосса. И в итоге он получил награду на Венецианском кинофестивале.

«В ДРУГОЙ СТРАНЕ» — ЭТО ФИЛЬМ О ЖЕНСКОЙ ДУШЕ, О ЛЮБВИ И ОДИНОЧЕСТВЕ

Что вас привлекло в ленте «В другой стране»? Я хотела попробовать себя в восточном кино. Корейская кинематография — это очень интересное явление.

отрывок из фильма «В другой стране»

В фильме задействовано восемь актёров, а всё действие происходит буквально в трёх локациях. Каково было сниматься в такой картине? Мы снимали в гостиничном номере, где я жила, а также на ближайшем пляже. Все три сюжета в ленте развиваются в одном и том же пространстве с одними и теми же персонажами, правда, каждый раз действие немного отличается. Когда смотришь фильм «В другой стране», создаётся впечатление, словно переосмысливаешь одну и ту же ситуацию.

В каждой из этих новелл я играла абсолютно разных женщин, у моих героинь уникальный стиль души. В начале я появляюсь в образе французского режиссёра, который приехал в Корею, чтобы подобрать натуру для съёмок. Потом я становлюсь актрисой, которая дожидается своего возлюбленного в этом городке. Ну, а свою третью героиню я не могла разгадать буквально до последнего съёмочного дня — это одинокая женщина, которая так и не нашла своего счастья.

К какому жанру вы относите эту ленту? «В другой стране» — это фильм о женской душе, о любви и одиночестве. Это одновременно и комедия, и вместе с тем мелодрама.

Это, прежде всего, поэтическая лента, в которой нет сюжета в классическом понимании. Снимать поэтичные фильмы умеют лишь избранные режиссёры. В таких картинах режиссёрам удаётся говорить о вещах, между которыми нет видимой связи.

Как вы познакомились с режиссёром фильма «В другой стране» Хонгом Сан Су? Мы встретились на ретроспективе его фильмов в Париже, и у нас завязался разговор. Тогда я и представить не могла, что всего через три недели уже буду сниматься в его фильме в Сеуле.

У него уже был готов сценарий фильма «В другой стране» и он искал иностранную актрису на главную роль? Сценария у него на тот момент не было. У Сан Су была только задумка и каждый день перед съёмками он садился и писал сценарий на сегодня, после чего мы сразу же снимали. Так и продолжалось пару недель.

САМОЙ СЛОЖДНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ РЕЖИССЁРА ЯВЛЯЕТСЯ СНЯТЬ САМУ ПО СЕБЕ ЖИЗНЬ

Необычный способ работы над фильмом… Да. Для меня такой стиль работы остаётся загадкой. Я очень плохо представляла, что это будет за фильм, но старалась не задавать вопросов о том, что в результате получится. Сан Су относится к тем режиссёрам, которых просто не надо трогать во время съёмок, чтобы не отвлечь от внутренней работы.

Работа над этим фильмом не напоминала вам импровизацию в театральной студии, одни и те же актёры обыгрывают разнообразные сценки? Думаю, что так можно охарактеризовать абсолютно любой фильм, просто в ленте «В другой стране» приоткрыта сама творческая работа. Как говорил Морис Пиала, лучший фильм всегда остаётся неснятым, потому что всё лучшее всегда остаётся перед командой «мотор» и после команды «стоп. снято». Ведь именно в этих промежутках времени циркулирует жизнь.

Думаю, самой сложной задачей для режиссёра является снять саму по себе жизнь. Снять то, что ещё не «готово» для съёмки. А ведь вещи никогда не бывают готовыми для съёмки.

Вы много снимаетесь. Что для вас является источником энергии, чтобы успевать делать так много? Ну… для съёмок в фильме не нужна энергия. Ведь некоторые вещи делаешь, прежде всего, из необходимости, а не из любви. Когда работаешь в таком фильме, как например, «В другой стране», то необходимо быть скорее пустым, чем наполненным чем-то.

Вы много снимаетесь. Что для вас является источником энергии, чтобы успевать делать так много?

Ну… для съёмок в фильме не нужна энергия. Ведь некоторые вещи делаешь, прежде всего, из необходимости, а не из любви. Когда работаешь в таком фильме, как например, «В другой стране», то необходимо быть скорее пустым, чем наполненным чем-то.

[досье] Изабель Юппер

Героини Юппер противоречивы и контрастны, они восхищают и ужасают одновременно. Часто актриса воплощает роковых женщин, получив от своих поклонников прозвище «Снежная королева французского кино».

Сегодня в её активе уже более ста ролей и она давно утвердилась в звании одной из самых ярких актрис Франции. Однако на заре своей карьеры мало кто мог предсказать ей подобное будущее.

Впервые на широких экранах Изабель появилась в 1972 году в ленте Нины Компанеец «Фаустина и жаркое лето», когда самой Изабель было всего 19 лет. Первое время она играет подростков, однако вскоре начинает выступать и как профессиональная актриса.

Своей первой большой ролью актриса считает участие в картине Бертрана Тавернье «Судья и убийца». Уже с тех пор за ней закрепилось амплуа хрупкой женщины, которая, однако, бесстрашно решается на отважные поступки.

Наиболее яркие фильмы с участием Изабель: «Женское дело» (1988), «Мадам Бовари» (1991), «Церемония» (1995), «Наследница» (1980), «Пианистка» (2001).

Актриса практически не появляется в лентах развлекательного характера, отдавая предпочтение авторскому кинематографу и театру. К слову, она является одной из четырёх актрис, которые были удостоены этого приза на Каннском кинофестивале дважды. Кроме неё, две таких награды также у Хелен Миррен, Ванессы Редгрейв и Барбары Херши.

Изабель Юппер живёт достаточно замкнуто, как, впрочем, и большинство её героинь. Она редко даёт интервью и не распространяется о своей личной жизни.