В преддверье премьеры на Одесском международном кинофестивале фильма Александра Шапиро «Апартаменты» мы решили расспросить известного украинского режиссера о его новой работе. Александр рассказал нам об идее создания сериала «Апартаменты», о проектах «Нахман» и «Семинар», над которыми он сейчас работает, а также поделился размышлениями о жизненных ценностях.

Общался Остап Соколюк

16 июля на Одесском кинофестивале состоится премьера вашего нового фильма «Апартаменты», который станет первой частью одноимённого сериала. Хотелось бы поговорить о главной идее ленты? В чем заключается концепт фильма и, в то же время, сериала? Главный концепт этого сериала — это малый бюджет и высокая художественность. «Апартаменты» локализуют события в одном пространстве — попросту говоря, можно не выходить на улицу, а снимать все в квартирах. Тем более: в пустых квартирах.

В этом плане у проекта есть еще философский бекграунд: пустую квартиру можно заполнить чем угодно. Именно поэтому возникла такая идея создания киносериала, который бы изначально имел это пустое пространство — апартаменты. В силу этого мы имеем бесконечную возможность для развития.

Трейдер фильма «Апартаменты»

Мы знаем, что уже закончились сьемки второй части «Апартаментов». Как продвигается работа? Сейчас мы уже планируем сьемку третей части «Апартаментов». У сериала есть большой ресурс, который мне еще не до конца понятен. Но пока я четко вижу трилогию. В каждом из фильмов будет представлен свой стиль, своя степень условности… и на этом пока остановимся.

В данный момент мы уже планируем график проката «Апартаментов» в кинотеатрах в сентябре.

Тизер фильма «Апартаменты 2»

Не возникнет ли проблем с прокатом? Ведь наш зритель ни на что, кроме голливудского кино, не ходит? Это вопрос спорный. Когда я прокатывал свой фильм «Съём», то зритель ходил. У меня достаточно опыта в плане украинского проката. Здесь не все так очевидно. К тому же, насколько я знаю, фильм Ильенко «Тот, кто прошел сквозь огонь» показал хорошие результаты в плане проката. Вопрос не в украинском или иностранном продукте — нужно просто предлагать интересные модели рекламы и показывать интересный материал.

«Апартаменты» — это более развлекательное кино? Я думаю, это кино не особо открыто широкой аудитории, оно требует какого-то подготовленного зрителя. Задача так и ставилась — не поймать всех в капкан, а все-таки локализовать какую-то конкретную аудиторию.

Существует колоссальная разница между фильмами для ТВ и для кинотеатров — они воспринимаются абсолютно по-разному. В «Апартаментах» я ориентировался именно на формат кино, ведь это киносериал.

Но это не будет широкий прокат. Такой фильм, как «Апартаменты» можно показать на 10 экранах в Киеве. И это демонстрирует нам механизм работы, который возможен для украинского производителя кино.

Вы довольны результатом сьемок? Да, полностью. В частности, очень доволен звуком, который для меня сделала компания «Горьков саунд».

А игрой актеров? У 2Sunny (вокально-танцевальный дуэт сестер-близняшек Шекер и Ширин — ред.), которые снялись в первых «Апартаментах» — огромное будущее. Они играли в очень редком амплуа гротескного кино, кино-представления и блестяще справились со своей задачей. Не возникает никаких вопросов к их игре. Если сестры пойдут по актёрскому пути, то много добьются.

Я БЫ ХОТЕЛ СНЯТЬ БАЙОПИК О БОББИ ФИШЕРЕ

Весной у Вас была премьера фильма «Нахман», который является интродукцией к серии фильмов «Хасидские цадики. Украина». Вы планировали снять 12 документальных фильмов по этой теме. Как продвигается проект? «Апартаменты» продвигаются быстрее и четче, чем идея снять фильм о Цадиках. Любая инициатива должна получить ответ извне. Проекту нужны люди, которые будут готовы вложить в него деньги. Вот пока в развлекательное кино больше вкладывают.

Я сделал большую премьеру в Кинопалаце, вложился в экспедицию по пути Нахмана, потратил на все это время и ресурсы, но никакого feedback’а пока не получил.

А что по поводу фильма «Семинар», который вы делали в рамках семинара по кинорежиссуре «Как снять свой первый фильм»? Была смонтирована промежуточная финальная версия фильма и мы с учениками её посмотрели еще в июле прошлого года. Но я больше не делал в этом направлении никаких движений. Хотя считаю, что можно привести эту картину в состояние крепкого фестивального кино. Нужен какой-то новый толчок, импульс.

Я чувствую огромный потенциал в этом материале, но нужно затратить на это еще какое-то количество ресурсов и денег, которые я пока не знаю откуда взять.

Если бы вам предложили неограниченное количество денег, в какой проект Вы бы их вложили? Есть какой-то фильм вашей мечты? Кроме байопиков я бы ничем другим в масштабном кино заниматься не хотел. Если был бы такой ресурс, я бы зарядил его в проекты связанные с великим персоналиями. В первую очередь — Бобби Фишер. Кроме какого-то религиозного огня, меня всегда вдохновляли конкретные человеческие примеры. Мне нравится наблюдать за людьми, которых не выносит социум. Как они живут? Что в них происходит?

Я бы снял ленту о Нахмане, большой фильм о Спинозе и о Бобби Фишере. Вот такую трилогию. Каким-то странным образом эти три человека — религиозный экстатик, философ и шахматист — чем-то связаны. Круче их я никого не знаю.

Я ВСЕГДА БЫЛ РЕЛИГИОЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, НО ОДИНОКИМ РЕЛИГИОЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Что из фильмов вам понравилось в последнее время? Мне понравился бесхитростный фильм Бегбедера. Меня впечатлило, что писатель сумел сделать настолько зрелый режиссёрский дебют. Я посмотрел его «Любовь живет три года» и был впечатлен тем, как точно он создал эту материю.

Что вы читаете в последнее время? Сейчас я мало читаю. За последнее время я не прочитал ни одной художественной книги. Видимо, нет такой потребности. Я больше сам пишу и работаю.

В последнее время вы стали более религиозным человеком? Нет. Я всегда был религиозным человеком, но одиноким религиозным человеком. То есть обычно религиозность подразумевает интегрированность в большой пласт согласовано молящихся людей. А мне очень комфортно молится одному. При этом, не знаю — хорошо это или плохо, но мне никто не нужен для этого. Хотя в иудаизме считается, что десять молящихся — это лучше, чем один.

Снимая «Цикуту» я думал о Боге так же, как думаю о нем сегодня. Что-то поменялось, но… (задумавшись) Я всегда снимал религиозное кино. Даже «Апартаменты» — это фильм, об исправление души.

Мне кажется, что человек постоянно должен думать только об одной вещи: как стать лучше. Жизнь состоит из того, что ты каждый день предстаешь перед выбором. И вот этот выбор связан с исправлением тебя. Не с улучшением комфорта, не с увеличением заработной платы, а именно с улучшением себя.

Что бы Вы посоветовали себе в 30 лет, когда только начинали снимать кино? (долго думает) Быть менее суетливым. Я бы посоветовал себе спокойствия. То, что давалось каким-то огромным натиском, на мой взгляд, требует совершенно других решений. В жизни нельзя продавливать ничего. В жизни нужно быть внимательным и пытаться анализировать сразу множество вещей. Находит нужные пути, но не всегда травматичные.

Обычно когда ты злишься на людей, ты должен сказать себе одну фразу: этих людей нет. И ты сразу перестанешь злиться.

Нужно снимать с себя налет излишней амбициозности. Говорят, это возрастное… То есть я бы посоветовал себе в начале карьеры понимания этих вещей, но едва ли это возможно — всему свое время.

[досье] Александр Шапиро

Признанный лидер артхаусного и авторского кино Украины.

Учился в Ленинградском ешиботе (еврейская семинария). Окончил Херсонское мореходное училище рыбной промышленности (1990). В 1996 году создал Киевскую киностудию «16 Insect». Вместе с игровыми фильмами, снимал рекламу и видеоклипы.

С 2000 сосредоточился на полнометражном кино. Первая же картина «Цикута» обратила на себя внимание ценителей кино. Фильмы Шапиро были неоднократно представлены вне конкурса и в спец программах таких престижных МКФ как Берлинале, Каннский кинофест (2008).