Эммануил Виторган

Встреча с Эммануилом Виторганом обещала стать типичным «общением за круглым столом», когда каждый присутствующий задаёт свой вопрос гостю. Однако актёр буквально с первой фразы перевёл общение в русло творческого вечера, густо наполнив свои ответы стихами, воспоминаниями о друзьях и песнями.

Беседовал Антон Филатов

Не могу удержаться, чтобы не вспомнить несколько фраз актёра, оставшиеся за границами моей беседы с ним: «Я никогда не позволял себе халтурить… я прекрасно понимаю, что означает „жизнь“, я прожил огромное количество жизней как на сцене, так и на экране. И я знаю точно, что чем больше люди будут общаться друг с другом, тем человечнее они будут становиться…»

«Мне кажется, что человеческая жизнь состоит из всего нескольких пунктов, между которыми и движется человек. В итоге именно их вспоминаешь из всей жизни…»

— Несколько лет назад Вы снимались в Голливуде…

Э.В.: Да, как-то раз мне позвонили и сказали, что в Москву приехали американские продюсеры, которые хотят со мной встретиться. Я сразу ответил, что абсолютно не знаю английского языка, на что мне сказали: «Это не страшно». Но я знаю, что на съёмках американского фильма необходимо знать язык идеально, потому что там практически не используется практика, когда одного актёра озвучивает другой. Но, как оказалось, ради меня они сделали исключение. Я играл американского генерала, а роль моего начальника исполнил Дастин Хоффман. Фильм, кажется, не предназначался для зарубежного проката, так что я его ещё не смотрел. Гонорар за один съёмочный день там равен сумме, которую актёр в России может заработать за целый год…

…со временем молодое поколение переплюнет нас…

— Сегодня актёрская школа как в России, так и в других постсоветских странах значительно уступает той, которая была 20–30 лет назад. В будущем у нас уже не будет настолько же яркого поколения актёров?

Э.В.: Я смотрю на эту ситуацию оптимистично. Конечно же такого качества и количества режиссуры как ранее, сейчас нет. Нет сегодня и такого количества хороших актёров. Я думаю, что нужно терпение и со временем молодое поколение переплюнет нас. Сейчас артисты немного не о том думают, к примеру, мне и моим друзьям в таком возрасте было абсолютно безразлично, какую зарплату я получаю. Надо просто честно относиться к своей профессии…

— Как вы относитесь к убеждению, что существует только театральная режиссура, а все остальные — в кино, танце и т. д. — только её ответвления?

Э.В.: В театре у труппы есть возможность больше времени уделить репетициям и подготовке к выступлению, поэтому режиссура в итоге выстраивается внимательнее. В кино такого не может быть, так как на съёмочной площадке всё происходит очень быстро и на обсуждение роли отводится крайне мало времени.

…дело актёра напоминает одну больше женскую профессию… т. е. его постоянно выбирают и используют…

— Как вы относились к кинематографу в начале своей экранной карьеры и что вы ставите на первый план в кино сейчас?

Э.В.: Очень хорошо относился всегда… Вообще дело актёра напоминает одну больше женскую профессию… т. е. актёров постоянно выбирают и используют, в то время как они сами практически ничего не решают. Актёр выполняет задачу режиссёра, сценариста, оператора и многих других, поэтому эта профессия хотя и очень ответственная, однако ставит человека в такое положение, когда он полностью зависим от мнения и решения остальных.

— Какие последние фильмы вас действительно удивили?

Э.В.: Я многих фильмов не видел, потому что я просто не успеваю смотреть…

— …а есть фильмы, которые вы пересматриваете?

Э.В.: Мне близок кинематограф поколения, к которому относятся Серёжа Соловьёв, Михалков, Абдрашитов и т. д. Иногда я пересматриваю отдельные эпизоды в лентах. Я даже не замечаю, как я это делаю, включаю кино просто автоматически (даже не задумываясь), наверное, когда просто не хватает какого-то вздоха.

Я могу многое простить и многое понять… Но единственное, с чем не за что не соглашусь — это когда один человек распоряжается жизнью другого…

— Есть ли у Вас какие-то табу, чего на экране показывать нельзя?

Э.В.: Для меня очень важна форма выражения. Одно и то же можно показать разными способами. Если в кадре появляется кровь и насилие, то оно должно быть снято так, чтобы у людей не возникало и мысли это повторять…

— Есть ли у вас табу в жизни?

Э.В.: За свою карьеру я уже неоднократно лежал в гробу, меня много раз убивали, и я сам не раз стрелял в других людей — у меня уже всё отрепетировано. Я могу сейчас многое простить и многое понять, с чем раньше смириться не мог. Но единственное, с чем не за что не соглашусь — это когда один человек распоряжается жизнью другого. Не ты дал эту жизнь, и не тебе её забирать…

Джаз для меня — основа

— Вы любите джаз. Какой диск у вас сейчас стоит в магнитофоне?

Э.В.: Последнее, что я слушал — это альбом семьи Брылей, которых я очень люблю. Джаз для меня — основа. Я люблю и классику и рок, но когда слушаю именно джаз, чувствуешь, будто в тебя «вонзаются десятки индейских стрел»… это замечательно, такое удовольствие от этого получаешь (улыбаясь)…

— Чего вы ожидаете от Киевского Международного Кинофестиваля?

Э.В.: Фестивали очень нужны. Сейчас их такое количество, что можно весь год только по ним и ездить и вообще не работать и это естественно, потому что очень хочется общения. В каждом фильме или спектакле есть что то, что способно затронуть душу каждого человека.