Том ДиЧилло

Вскоре в украинский прокат выходит первый полнометражный документальный фильм о группе The Doors «When you’re strange». Автором ленты выступил один из лучших арт-хаусных режиссёров Америки Том ДиЧилло. О том, как проходили съёмки картины, какую роль в ней сыграл Джонни Депп и каким показывается Джим Моррисон и рассказал режиссёр фильма.

Идея фильма

oKino.ua: Почему у фильма именно такое название?

Том ДиЧилло: «When you’re strange» — название одной из песен. Как мне кажется, быть чужим — в какой-то мере исключительность. Это название подчёркивает постоянную переменчивость и течение, в котором находилась группа. Музыка The Doors ни на что не похожа. Она странная, в хорошем смысле этого слова.

Честность и правдивость — единственное, что имеет значение…

oKino.ua: То, что Вашей новой работой стал документальный фильм о группе The Doors стало некоторой неожиданностью для Ваших фанов. Почему Вы обратились к документальному жанру?

Том ДиЧилло: Это был один из тех проектов, который долго дожидался своего воплощения. В 2008 году мне позвонил Дик Вульф, продюсер сериала «Закон и порядок», в котором я работал над некоторыми эпизодами, и спросил, не хочу ли я принять участие в документалке о The Doors. И как только он произнёс «The Doors», я сразу сказал «ДА». Ознакомившись с уже отснятым материалом, я понял, что кино будет стоящее. Единственный способ сделать хорошую картину о столь драматичной судьбе группы — это показать её участников именно так, как я задумал. Я поставил себе за цель изобразить музыкантов как можно достовернее — без прикрас и лишних фантазий, и при этом картина должна была стать напряжённой. Не имея окончательного сценария фильма, пришлось его искать в уже отснятых материалах, так что в итоге получилось не совсем документальное кино. Оно вышло слишком эмоциональным и в какой-то мере даже сюрреалистичным.

Структура фильма

oKino.ua: Работа над документалкой значительно отличается от съёмок игровой картины. Как продвигался рабочий процесс?

Том ДиЧилло: Действительно подход в работе был другим. Обычно, когда я начинаю новый фильм, то уединяюсь у себя в офисе на несколько месяцев, чтобы написать сценарий. При этом я обсуждаю все правки только со своим компьютером. И только когда я заканчиваю черновой вариант сценария я показывал его своей жене или кому-то ещё. Однако с фильмом о The Doors спрятаться было негде, так что текст приходилось писать по ночам. После всех правок, фильм просматривали и обсуждали, так что процесс создания ленты был на виду у всех. Из-за того, что я с самого начала проникся доверием к сценаристам, то принял такой образ работы как должное.

oKino.ua: Использовали ли Вы фильм самого Моррисона «Highway (HWY)»?

Том ДиЧилло: Я смотрел это видео. Это просто отдельные бессвязные эпизоды. Я использовал некоторые его кадры в фильме, как суб-сюжет. Они показывают поиски молодого Моррисона в кино. Благодаря им в ленте появился дух этого человека.

Благодаря Джонни Деппу в картине появилась какая-то интимность

Джонни Депп

oKino.ua: Почему закадровый текст в фильме читает именно Джонни Депп? Идея привлечь его появилась с самого начала?

Том ДиЧилло: Да, мне показалось, что для фильма необходим кто-то из молодого поколения, кто смог бы искренне и правдиво рассказать историю группы. Идея же использовать в фильме только оригинальные записи была и интересной и пугающей одновременно. Поэтому было необходимо очень внимательно написать закадровый текст, чтобы заполнить белые пятна в фильме, для которых не было комментария. Я понял, что кто бы ни был рассказчиком, этот человек обязан привнести в историю что-то своё. Нужен был человек, рассказу которого веришь. Когда же Джонни пришёл на озвучку, то сразу сказал, что уже смотрел черновую версию фильма и хочет пойти другим путём. «Я не буду переписывать текст, но прочту его по-другому» — сказал он. Позже Джонни прислал мне диски с записями. Каждую строчку он записывал не менее пяти раз, подыскивая необходимые интонации. Это было невероятно. Благодаря ему в картине появилась какая-то интимность.

Джим Моррисон

oKino.ua: Ваш фильм ломает стереотипы о Джиме Моррисоне, показывая его человечным, а не публичным и скандальным, как в других лентах. Миллионами фанов он был возведён в ранг божества. Сами Вы являетесь фаном этой группы, или для того, чтобы снять хороший фильм необходимо оставаться беспристрастным?

Том ДиЧилло: Этот фильм очень важен для меня и во время работы над ним я многое узнал о самой группе. Несмотря на то, что я поклонник их музыки, не могу назвать себя фанатом группы. Во время съёмок я увидел, что в их биографии был и другой уровень, который пока что никто не раскрыл. Во время просмотра записей, я увидел, что Джим часто смеётся. Например, во время съёмок HWY съёмочная группа шла по пустыне мимо семьи, которая разбила там лагерь. И вдруг Джим пустился в танец с детьми, веселясь как ребёнок. Подобные эпизоды заставили меня посмотреть на Джима с другой стороны, ведь он был живым и ранимым человеком. То же я пытался сделать и с каждым членом группы.

oKino.ua: И всё же фильм выставляет Джима Моррисона в далеко нелестном свете…

Том ДиЧилло: Я ставил себе за цель показать участников группы как можно реалистичнее. После двухлетнего изучения всех материалов, посвящённых группе, каждый её музыкант открылся с абсолютно другой стороны. Честность и правдивость — единственное, что имеет значение.

Джим был сложным человеком, и я старался показать все стороны его неоднозначной личности

oKino.ua: В Вашем фильме хоть и узнаёшь многое о группе, однако сам Моррисон всё равно остаётся загадкой…

Том ДиЧилло: К этому-то я и стремился, акцентируя внимание на том, что никто до конца не знал этого человека. Пожалуй, единственным человеком, который бы мог хоть что-то рассказать о нём, была его девушка Пэм Корсон. Но она умерла спустя четыре года после смерти самого Джима. Она заставляла его пройти курс у психиатра, но он обошёлся всего одним сеансом. Джим был сложным человеком и я старался показать все стороны его неоднозначной личности.

oKino.ua: Это правда, что Джим уходил из группы?

Том ДиЧилло: Да, он хотел сбросить с себя ношу супер-звезды. Мне кажется, что он не ожидал такой популярности, но принял её с готовностью, быстро создав из себя идола, которому заставил поклоняться своих фанов.

oKino.ua: Попытка покинуть группу была для того, чтобы выжить?

Том ДиЧилло: Не уверен, что так. Пэм просила его оставить сцену и сосредоточиться на поэзии. Она планировала завести семью, но Джим был против. Мне кажется, что на такое решение повлияли отношения с отцом, который не верил в его талант. Поэтому Джим искал признания у публики.

oKino.ua: Кроме написания сценариев и режиссуры Вы ещё и самостоятельно исполняете некоторые роли, а также пишете книги. Какой опыт был наиболее ценным при работе над этим документальным фильмом?

Том ДиЧилло: Всякий опыт полезен. Эту картину я делал в повествовательном стиле, главным героем сделав Джима Моррисона. Я пытался понять его как можно глубже, но это было не так уж и просто, учитывая то, что я не был знаком с ним. Вначале я прочёл книгу «Никто из нас не выйдет отсюда живым», но мне показалось, что она не слишком правдива, так как там показывается человек, занимающийся исключительно саморазрушением. А ведь он был художником. Как-то раз во время ужина у его сестры я спросил на счёт его пристрастия к алкоголю. Во время обсуждения этой темы мы чуть не подрались с родственниками. Они убеждали меня, что это была болезнь, а не добровольный выбор. Для меня это стало открытием, что Джим всю свою жизнь боролся с зависимостью. Но когда надо было заглушить боль и пустоту, то проигрывал.

«…в фильме Оливера Стоуна Моррисон появляется как дьявол, пьяница или бог. По-моему, Джим намного интереснее, как человек»

oKino.ua: Что вы думаете о фильме «The Doors» Оливера Стоуна?

Том ДиЧилло: Мне кажется, что Стоун сделал фильм просто о четырёх парнях и в некоторых эпизодах сложно поверить, что это музыканты группы The Doors. Стоун практически не показал, каким на самом деле был Джим Моррисон, которого я в своём фильме постарался изобразить как настоящего живого человека. А в том фильме Моррисон появляется как дьявол, пьяница или бог. По-моему, Джим намного интереснее, как человек.

oKino.ua: Какая Ваша любимая песня этой группы?

Том ДиЧилло: Сложно выделить только одну, но ритмы «Roadhouse Blues» постоянно крутятся в голове. Она такая свежая, словно написана только вчера.

oKino.ua: Над чем Вы сейчас работаете?

Том ДиЧилло: Я сейчас ищу поддержку для двух проектов комедии «Lost in blue» и криминального триллера «Lighthouse road». На их создание наверное уйдёт несколько лет.