Фестиваль «Новое британское кино» в этом году представил один из самых ярких британских кинокритиков Ханна МакГилл. Она рассказала нам о самых интересных фильмах этого года, о «холодной войне» между Голливудом и артхаусом, об особенностях британской киноиндустрии и, наконец, о том, насколько важны сегодня кинокритики.

Общался Антон Филатов

МНЕНИЕ, ЧТО АРТХАУСНЫЕ ФИЛЬМЫ НЕИНТЕРЕСНЫЕ и ТЯЖЁЛЫЕ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ — ВСЕГО ЛИШЬ АНТИПРОПАГАНДА ОТ ГОЛЛИВУДА

oKino: Что мешает артхаусному кино набрать популярности среди широкого зрителя?

Х.М.: Авторские фильмы всегда тяжело вывести в широкий прокат, так как существует доминантная сила Голливуда, диктующая свои законы. Поэтому кинофестивали дают чуть ли не единственную возможность посмотреть подобное кино. По той же причине важен и фестиваль «Новое британское кино». Меня всегда приятно удивляет, когда на подобных фестах собираются толпы зрителей. Распространённое мнение, что артхаусные фильмы тяжёлые для восприятия и неинтересные — всего лишь антипропаганда от Голливуда.

Этот фест доказывает, что и артхаус может быть развлекательным и он не тяжёлый в восприятии. Идею, что удовольствие от фильма можно получить лишь когда смотришь блокбастеры надо уничтожить! [улыбаясь]. Голливуд — это не абсолютное зло, но любая доминирующая система ограничивает креативность остальных.

ВСЕ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ-ЗВЕРЮШКИ В ГОЛЛИВУДСКОЙ АНИМАЦИИ ГОВОРЯТ С БРИТАНСКИМ АКЦЕНТОМ

oKino: На экраны выходит голливудская лента «Аноним», в которой ставится под сомнение существование Шекспира. Не является ли этот фильм оскорблением для британцев?

Х.М.: Мы не настолько ревностно относимся к Шекспиру, чтобы воспринимать это как личную обиду. Но было бы круто, если бы у нас на этой почве началась война с Америкой! (улыбаясь).

oKino: Англичане и американцы любят подшучивать друг над другом в своих фильмах…

Х.М.: Да, например, все негативные персонажи-зверюшки в голливудской анимации говорят с британским акцентом. Но в то же время британцев в Америке воспринимают и как очень изысканных и культурных людей…

oKino: Какие фильмы вы бы выделили из просмотренных за последний год?

Х.М.: Из последних просмотренных, мне очень понравился «Надо поговорить о Кевине» Линн Рэмси, а также «Стыд» Стива Макквина… я смотрю безумное количество фильмов, так что мне сложно вспомнить ещё названия…

Я НЕ ЗНАЮ НИОДНОГО УКРАИНСКОГО ФИЛЬМА

oKino: В Британии действовала квота на британское кино, по которой кинотеатры были обязаны показывать определённое количество отечественных фильмов, чтобы они не подавлялись Голливудскими картинами. Действуют ли сейчас в Британии какие-то ограничения на американское кино?

Х.М.: У нас действительно вводились квоты, которые действовали в 40-50х годах. Люди не любят, когда правительство рассказывает им, какие фильмы смотреть, а какие — нет, поэтому сейчас никаких ограничений нет, и всё контролируется только коммерцией. Хотя с другой стороны, государство не должно оставлять киноидустрию без контроля. Это очень сложный вопрос…

НАЙТИ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПРАКТИЧЕСКИ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ПЛАНЕТЫ

oKino: Популярно ли сейчас документальное кино?

Х.М.: В последнее время волна популярности документального кино схлынула. Пик популярности пришёлся на то время, когда все гонялись за работами Майкла Мура. Тогда документальные ленты нередко выходили в прокат, как «Двойная порция» Моргана Сперлока, например.

oKino: Сложно ли найти финансирование для кинофестиваля в Британии?

Х.М.: Найти финансирование для фестиваля очень сложно практически в любой точке планеты. Мне кажется, что система организации кинофестов в последние годы изменяется и на место неприбыльных организаций приходит модель самодостаточных фестивалей. Приватные кинофесты в последнее время оказались более финансово устойчивыми, чем государственные. Единственное место на планете, где я встречала абсолютно независимые в финансовом плане кинофестивали это Ближний Восток, там состоятельные люди просто не знают куда девать свои деньги и оплачивают любые капризы организаторов кинофорумов [улыбаясь].

oKino: Знаете ли вы что-нибудь из украинского кино?

Х.М.: Мне очень стыдно, но я не знаю ни одного украинского фильма.

…ИНТЕРНЕТ — ЭТО КАКОФОНИЯ. СО ВРЕМЕНЕМ ЛЮДИ НАЧНУТ ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ НЕ ПРОСТО КАКОГО-ТО СЛУЧАЙНОГО ЗРИТЕЛЯ, А НАСТОЯЩЕГО КИНОКРИТИКА…

oKino: Как изменилась профессия кинокритика в последние годы?

Х.М.: Когда я только начинала, то ещё существовала отдельная профессия, которая так и называлась «кинокритик». Сейчас она не столь авторитетна, ведь людям уже не надо подсказывать, какой фильм посмотреть — они могут сделать выбор самостоятельно. Набрали популярности блоги, так что любой человек может написать своё мнение о фильме, поэтому кинокритик уже не расценивается, как эксперт. Это конечно очень демократично [улыбаясь], но и очень плохо для тех, кто зарабатывает этим на жизнь и специально обучался кинокритике.

oKino: И что же будет с профессиональными киноведами в то время, как развивается «демократичная» кинокритика?

Х.М.: В большинстве своём интернет — это какофония. со временем люди начнут ценить мнение не просто какого-то случайного зрителя, а настоящего кинокритика и будут платить деньги за то, чтобы узнать оценку эксперта.

oKino: Не проходит и десятилетия, чтобы кто-то не провозгласил, что «кино умерло!» Как вы считаете, кино всё ещё живо?

Х.М.: Долгое время говорили, что кино умрёт. Особенно, когда начало активно развиваться телевидение и технологии, которые позволили смотреть фильмы даже на мобильных телефонах. Но, несмотря даже на это, люди продолжают ходить в кинотеатры. И когда говорят, что кино изменяется и постепенно исчезает — я не верю.

oKino: Есть ли разница между мужскими и женскими рецензиями на фильмы?

Х.М.: Я не проводила аналогий. Мне кажется, что лучшие кинокритики — именно женщины, например, Айрис Бэрри (Iris Barry), Полин Кэйл (Pauline Kael) и др. Но киномир может казаться очень «мужским». Я не думаю, что мужчины и женщины смотрят кино и пишут о нём по-разному.

Досье: Ханна МакГилл (Hannah McGill)
Один из самых влиятельных кинокритиков Британии, рецензии которой издавались в ведущих изданиях страны: Time Out London, The Independent, The Times и др. В 29 лет получила должность арт-директора Эдинбургского кинофестиваля, которую занимала в течение четырёх лет. В 2008 г. попала в список 50-ти самых влиятельных женщин в индустрии развлечений по версии культового журнала Variety. В 2009 г. стала лауреатом британской премии «Женщина в кино и на телевидении». С 2010 г. покинула пост арт-директора одного из старейших кинофестивалей, вернувшись к кинокритике. Кроме того она преподает киножурналистику в Университете Глазго и сочиняет короткие рассказы, пьесы и сценарии для ВВС.