Фестиваль «Новое британское кино» в этом году представил один из самых ярких британских кинокритиков Ханна МакГилл. Она рассказала нам о самых интересных фильмах этого года, о «холодной войне» между Голливудом и артхаусом, об особенностях британской киноиндустрии и, наконец, о том, насколько важны сегодня кинокритики.
Общался Антон Филатов
МНЕНИЕ, ЧТО АРТХАУСНЫЕ ФИЛЬМЫ НЕИНТЕРЕСНЫЕ и ТЯЖЁЛЫЕ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ — ВСЕГО ЛИШЬ АНТИПРОПАГАНДА ОТ ГОЛЛИВУДА
oKino: Что мешает артхаусному кино набрать популярности среди широкого зрителя?
Х.М.: Авторские фильмы всегда тяжело вывести в широкий прокат, так как существует доминантная сила Голливуда, диктующая свои законы. Поэтому кинофестивали дают чуть ли не единственную возможность посмотреть подобное кино. По той же причине важен и фестиваль «Новое британское кино». Меня всегда приятно удивляет, когда на подобных фестах собираются толпы зрителей. Распространённое мнение, что артхаусные фильмы тяжёлые для восприятия и неинтересные — всего лишь антипропаганда от Голливуда.
Этот фест доказывает, что и артхаус может быть развлекательным и он не тяжёлый в восприятии. Идею, что удовольствие от фильма можно получить лишь когда смотришь блокбастеры надо уничтожить! [улыбаясь]. Голливуд — это не абсолютное зло, но любая доминирующая система ограничивает креативность остальных.
ВСЕ НЕГАТИВНЫЕ
oKino: На экраны выходит голливудская лента «Аноним», в которой ставится под сомнение существование Шекспира. Не является ли этот фильм оскорблением для британцев?
Х.М.: Мы не настолько ревностно относимся к Шекспиру, чтобы воспринимать это как личную обиду. Но было бы круто, если бы у нас на этой почве началась война с Америкой! (улыбаясь).
oKino: Англичане и американцы любят подшучивать друг над другом в своих фильмах…
Х.М.: Да, например, все негативные
oKino: Какие фильмы вы бы выделили из просмотренных за последний год?
Х.М.: Из последних просмотренных, мне очень понравился «Надо поговорить о Кевине» Линн Рэмси, а также «Стыд» Стива Макквина… я смотрю безумное количество фильмов, так что мне сложно вспомнить ещё названия…
Я НЕ ЗНАЮ НИОДНОГО УКРАИНСКОГО ФИЛЬМА
oKino: В Британии действовала квота на британское кино, по которой кинотеатры были обязаны показывать определённое количество отечественных фильмов, чтобы они не подавлялись Голливудскими картинами. Действуют ли сейчас в Британии
Х.М.: У нас действительно вводились квоты, которые действовали в
НАЙТИ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНО ПРАКТИЧЕСКИ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ ПЛАНЕТЫ
oKino: Популярно ли сейчас документальное кино?
Х.М.: В последнее время волна популярности документального кино схлынула. Пик популярности пришёлся на то время, когда все гонялись за работами Майкла Мура. Тогда документальные ленты нередко выходили в прокат, как «Двойная порция» Моргана Сперлока, например.
oKino: Сложно ли найти финансирование для кинофестиваля в Британии?
Х.М.: Найти финансирование для фестиваля очень сложно практически в любой точке планеты. Мне кажется, что система организации кинофестов в последние годы изменяется и на место неприбыльных организаций приходит модель самодостаточных фестивалей. Приватные кинофесты в последнее время оказались более финансово устойчивыми, чем государственные. Единственное место на планете, где я встречала абсолютно независимые в финансовом плане кинофестивали это Ближний Восток, там состоятельные люди просто не знают куда девать свои деньги и оплачивают любые капризы организаторов кинофорумов [улыбаясь].
oKino: Знаете ли вы что-нибудь из украинского кино?
Х.М.: Мне очень стыдно, но я не знаю ни одного украинского фильма.
…ИНТЕРНЕТ — ЭТО КАКОФОНИЯ. СО ВРЕМЕНЕМ ЛЮДИ НАЧНУТ ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ НЕ ПРОСТО
oKino: Как изменилась профессия кинокритика в последние годы?
Х.М.: Когда я только начинала, то ещё существовала отдельная профессия, которая так и называлась «кинокритик». Сейчас она не столь авторитетна, ведь людям уже не надо подсказывать, какой фильм посмотреть — они могут сделать выбор самостоятельно. Набрали популярности блоги, так что любой человек может написать своё мнение о фильме, поэтому кинокритик уже не расценивается, как эксперт. Это конечно очень демократично [улыбаясь], но и очень плохо для тех, кто зарабатывает этим на жизнь и специально обучался кинокритике.
oKino: И что же будет с профессиональными киноведами в то время, как развивается «демократичная» кинокритика?
Х.М.: В большинстве своём интернет — это какофония. со временем люди начнут ценить мнение не просто
oKino: Не проходит и десятилетия, чтобы кто-то не провозгласил, что «кино умерло!» Как вы считаете, кино всё ещё живо?
Х.М.: Долгое время говорили, что кино умрёт. Особенно, когда начало активно развиваться телевидение и технологии, которые позволили смотреть фильмы даже на мобильных телефонах. Но, несмотря даже на это, люди продолжают ходить в кинотеатры. И когда говорят, что кино изменяется и постепенно исчезает — я не верю.
oKino: Есть ли разница между мужскими и женскими рецензиями на фильмы?
Х.М.: Я не проводила аналогий. Мне кажется, что лучшие кинокритики — именно женщины, например, Айрис Бэрри (Iris Barry), Полин Кэйл (Pauline Kael) и др. Но киномир может казаться очень «мужским». Я не думаю, что мужчины и женщины смотрят кино и пишут о нём
Досье: Ханна МакГилл (Hannah McGill)
Один из самых влиятельных кинокритиков Британии, рецензии которой издавались в ведущих изданиях страны: Time Out London, The Independent, The Times и др. В 29 лет получила должность