На украинской премьере новой картины Андрея Звягинцева «Елена» мы встретились с режиссёром, чтобы поговорить о том, как проходила работа над фильмом. Вместе с тем, он рассказал нам о том, насколько важна музыка в картине, какие награды она собрала ещё до того, как окончились съёмки, и, наконец, о том, почему этот фильм — вовсе не социальная драма, как многие путают.

Беседовал Антон Филатов

oKino: С чего началась работа над фильмом «Елена»?

А.З.: Один британский продюсер инициировал четыре независимых проекта на одну тему «Апокалипсис», в который пригласил и меня. Каждый полнометражный фильм должен был сниматься разными режиссёрами с разных континентов: Северная и Южная Америка, Европа и Азия. С самого начала продюсер планировал вложить приблизительно по $8 млн. в каждый из фильмов и снять крупномасштабное кино, но когда мы показали ему сценарий «Елены», рассчитанный всего на $2 млн., то он немного разочаровался. Кроме того, я понял, что съёмок своего фильма придётся дожидаться очень долго. Но мне уже была очень дорога эта история и я начал самостоятельно искать возможность снять фильм. Ну, а познакомившись в августе 2009 года с продюсером Александром Роднянским, я отправил ему сценарий и буквально на следующий день Александр позвонил мне и сказал, что можем начинать проект.

oKino: Сразу ли родилось название фильма?

А.З.: «Елена» — лучшее название из всех, которые могли бы быть. Это был первый вариант названия — мы выбрали просто хлёсткое женское имя. Один из вариантов названия был «Нашествие варвары» — но это звучит слишком буквально и сужает идею фильма. Потом я хотел вообще до предела упростить название и думал озаглавить ленту «Деньги», но картина с таким названием уже есть у Робера Брессона. Других более интересных названий не было.

oKino: Как проходила работа над сценарием?

А.З.: Сценарий написал Олег Негин, с которым мы работали и над текстами к нескольким другим фильмам, которые пока ждут своего часа. Отчасти это личная история Олега: у него умер отец, который жил вторым браком… а всё остальное, что происходит в фильме — это уже его фантазия.

СЮЖЕТ «ЕЛЕНЫ» РАЗВИВАЕТСЯ КАК БЫ ПО СПИРАЛИ И МИНИМАЛИСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ПОДЧЁРКИВАЕТ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАРТИНЫ

oKino: Чья музыка использовалась в фильме?

А.З.: Филиппа Гласса — великого американского композитора минималиста. Тут звучит отрывок из третьей части его третьей симфонии. Это не киномузыка, но здесь она оказалась очень уместной — когда в самом сюжете нет ни единого намёка на то, что-то должно случиться, прилив эмоций в музыке подсказывает зрителю, что-то тут не так…

oKino: Почему вы обращаетесь к музыке минималистов в своих фильмах? В «Изгнании» звучала музыка минималиста Арво Пярта, в «Елене» появляются отрывки из Филиппа Гласса.

А.З.: Мне близка лаконичная, циклическая форма такой музыки. Сюжет «Елены» развивается как бы по спирали и минималистическая музыка подчёркивает повествование картины. Не могу сказать, что именно этот отрывок, который звучит в «Елене» — самый лучший вариант, потому что его исполняет целый оркестр и это — тяжёлая артиллерия. Я мечтаю двигаться в направлении Эрика Роммера, Робера Брессона и т. д., у которых вообще практически нет музыки в фильмах, но это непросто.

oKino: Еще до начала съемок «Елены» фильм был удостоен награды на фестивале Сандэнс за лучшую сценарную разработку. Как это помогло в работе над фильмом?

А.З.: Никак. Победитель этого конкурса получает $90 тыс. напрямую в бюджет фильма, поэтому нам всё равно было бы необходимо искать продюсера. Мы ударили по рукам с Александром Роднянским (продюсером) ещё до того, как я узнал, что сценарий победил на Санденсе. Эта победа важна, прежде всего, для имиджа фильма.

oKino: В предыдущих фильмах вы оставляли неизвестной окружающий мир, в котором находились ваши персонажи. Даже деньги в «Изгнании» закомуфлированы, чтобы нельзя было узнать страну, а в «Елене» — наоборот — подчёркивается социальный контекст.

А.З.: В «Изгнании» рассказывается очень универсальная история, которая может происходить где угодно. Когда вам снится сон — вы же не задаёте вопрос: «Где я сейчас нахожусь?», а просто подчиняетесь законам сна. Я не ставил себе за задачу перейти из какого-т о вневременного пространства в «Изгнании» — во что-то конкретное в «Елене». Когда видно, что всё происходит здесь и сейчас, то проблема фильма звучит пронзительнее.

oKino: К какому жанру вы относите «Елену»?

А.З.: Мне в Европе подсказали, что есть такой жанр «кухонная драма» — об обычных человеческих отношениях, когда на протяжении более чем часа в сюжете практически нет никаких напряжённых моментов.

ТЕЛЕВИЗОР — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ФИЛЬМА

oKino: Как проходил кастинг?

А.З.: На Елену Лядову, которая в результате сыграла Катерину, я особых надежд не возлагал. Но когда она пришла на пробы, то я увидел, насколько идеально она совпадает со своим персонажем…
Когда я искал актёра на роль Владимира, то было очень сложно подобрать человека в таком возрасте, у которого бы ещё была такая вера в жизнь и энтузиазм. Но мне посчастливилось встретить Андрея Смирнова. Работать с ним я немного боялся, так как он и сам режиссёр. Это удивительный человек — одарённый, умный.
Надежда Маркина, сыгравшая Елену, — заметная театральная актриса в Москве. В театре я её впервые и увидел. Она очень честно отнеслась к своей роли, и не использовала этот дешёвый актёрский арсенал ведь для актёра, воспроизводить какие-то дешёвые эмоции не составляет никакого труда.

oKino: Большое внимание в вашем фильме уделяется телевизору…

А.З.: Да, телевизор — один из главных героев фильма. Все отрывки из передач, которые появляются в фильме взяты из реальных ток-шоу. Мы очень много отсмотрели телематериала и выбрали несколько самых сладких. Например, фраза из передачи «Давай поженимся»: «Ну, что тут сказать… если сказать честно, то тут нечего сказать…» [улыбаясь].

oKino: Во всех своих полнометражных фильмах вы работаете с оператором Михаилом Кричманом

А.З.: Да, Миша для меня — настоящий соратник, на которого можно положиться. Это очень серьёзный, мыслящий человек, который очень подробно разбирает сценарий перед тем, как начать снимать.

[Досье] Звягинцев Андрей Петрович
Родился в феврале 1964 г. в Новосибирске. Окончил актерское отделение Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова). В 17 лет дебютировал на сцене местного ТЮЗа, сыграв в итоге несколько главных ролей. Потом отправился в армию, где служил конферансье в ансамбле.

В 1986 г. уехал в Москву, где пять лет спустя окончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская Евгения Лазарева).

С 1992 по 2000 годы сыграл несколько эпизодических ролей в сериалах («Каменская. Смерть и немного любви» и др.) и в фильмах («Ширли-Мырли» и др.). В 90-е годы работает на телевидении и, не имея никакого режиссерского образования, снимает рекламные ролики.

В 2000 году дебютирует как режиссер игрового кино, сняв на телеканале «Ren TV» в рамках цикла «Черная комната» три короткометражные новеллы.

В 2003 году режиссёр дебютировал в полнометражном кино с фильмом «Возвращение».