В ноябре открылся онлайн-кинотеатр Megogo.net, предлагающий своим пользователям возможность смотреть кино легально, что достаточно экзотично для украинского интернета. В чём же преимущества этого ресурса перед множеством сайтов с пиратским контентом нам рассказал его исполнительный директор Петр Антропов. Кроме того, он поведал о том, насколько активно он-лайн кинотеатры развиваются в мире и насколько они популярны в Украине.

[досье] Петр Антропов
Исполнительный директор сервиса Megogo.net.

Окончил Стокгольмскую Высшую Экономическую Школу в Риге. Прежние должности: член правления интернет-холдинга Open Media Group; управляющий директор финансовой компании KBC Securities Ukraine; финансовый директор интернет-холдинга Forticom; глава инвестиционного департамента Norvik (former Lateko) Bank; вице-президент Parex Asset Management; карьера от торговца ЦБ до руководителя продаж в инвестиционном управлении Parex Bank.

- Расшифровка видео интервью

В чем преимущественное отличие онлайн кинотеатра MEGOGO.net по сравнению с многочисленными торрентами? Петр Антропов: Что мы из себя представляем? Мы — онлайн кинотеатр с лицензионным контентом. В первую очередь, все фильмы, которые прокатываются — это фильмы, телевизионные передачи, мультфильмы — за них, в конце-концов, и дистрибьюторы, и актеры, и режиссеры съемочной команды получат какие-то деньги. Будут ли это деньги пользователя за подписку или рекламные деньги — это не суть важно. Главное, что они будут вознаграждены и воодушевлены на дальнейшую работу. Что такое торрент? Торрент — это как бы бесплатно, массово, с непонятным качеством, может быть, с вирусами, с оглядкой за спину, потому что, в принципе, это как бы незаконно. Поэтому для пользователя: попробовал один, попробовал другой фильм — для него это представляет меньше ценности. Ну и, кроме того, как мы хотим выиграть эту конкурентную борьбу по сравнению с сайтами, где есть нелицензионный контент? Мы собираемся выиграть ее в том числе и технологически. Мы будем предлагать и лучшее качество, и лучшую рубрикацию, и удобную навигацию, и, плюс еще, мы онлайн. Человек сразу, как только хочет что-то посмотреть, начинает это смотреть: не понравилось — запустил что-то другое. Т. е. нашим сайтом должно быть удобнее пользоваться. С нашим сайтом человек будет тратить меньше времени на поиск и на закачку чего то: пришел в хорошее место, с хорошей аурой, запустил фильм — посмотрел, получил удовольствие и лег спать. В принципе, мы продаем досуг — не продаем, а предлагаем. У нас больше 90% контента всегда будет бесплатно.

Будет ли возможность скачивать фильмы на вашем сайте? Мы не видим особой ценности как для пользователя, так и для нас. Для нас это дополнительные расходы, это дополнительный функционал. Правообладатели, продавцы контента не хотели бы, чтобы их контент бесконечно распространялся, поэтому они налагают определенные обязательства на тех, кто предлагает скачивание. Они, в свою очередь, трансформируются в обязательства пользователей (загрузка специальных приложений, ограничение по копированию). Та модель, которая существует у торрентов и каких-либо других сайтов, легально существовать не может вообще. Тут я бы хотел немножко о другом сказать. Украина и весь регион пережили за последнее время несколько этапов развития потребления видеопродукции. Какое-то время назад существовали видеопрокаты, видеокассеты — сначала нелегально, потом больше легально. Потом появились диски, тоже была трансформация: сначала нелегально, а потом эти диски стали продаваться легально. Потом уже в супермаркете ты можешь купить целый пакет этих дисков. И потом диски начинают умирать — возникает Интернет, и возникает вакуум в интернете. Во-первых, по объемам продукции DVD не сравнится с тем, что есть в интернете. Во-вторых, никаких легальных предложений. Если человек действительно тратил деньги, даже на пиратскую продукцию на DVD дисках, то здесь он и деньги потратить толком не может, даже если намеревался. У него был бюджет, допустим, 200 грн в месяц: ему надо посмотреть хорошее кино, взять диск на прокат, купить какой-то диск. Здесь он ничего сделать не может. Он вынужден входить на какие-то сети, торренты, на какие-то сайты, скачивать, рискуя получить вирус, понимая, что он может провести день-два в поиске чего то, скачать CAMRip — некачественное кино, с отвратительным звуком и неправильным переводом. Сейчас этот вакуум мы хотим заполнить.

Каким образом сайт MEGOGO.net упрощает процедуру поиска необходимого фильма? Сейчас мы только запустились, но в ближайшее время появятся и дополнительные фильтры, и ТОПы, и плюс еще система рекомендаций. Систему рекомендаций мы будем бесконечно улучшать. Это будет своего рода искусственный интеллект, который будет обучаться. Чем больше пользователей смотрят контент, будет видно какого рода пользователь (сегментирование), какого рода пользователь что смотрит. Исходя из этого, если свойства поведения, т. е. паттерны поведения, похожи, то такому же пользователю предлагают что-то похожее.

Т. е. ваш сайт будет подсказывать вашим пользователям? Да, но сначала это будут фильтры: такие-то года, рейтинги, направления, жанры, актеры. Уже сейчас можно смотреть по актерам, по режиссерам. Потом это будет с большей популярностью связано. Это ТОПы (смотрят на этой неделе, смотрят сегодня, смотрят прямо сейчас), индивидуальные ТОПы (домохозяйки смотрят то то, если они указывали, что они домохозяйки)… Советы чьи то, т. е. какие-то гуру, кинолюбители, которые известны в обществе (профессиональные, непрофессиональные). Мы с радостью будем устанавливать ТОПы: такой-то авторитет в области кино рекомендует посмотреть на нашем сайте. И третий этап — это уже обученная система рекомендаций по такому же типу, как существует на товарных сайтах, например. Люди покупают одно, а им советуют что-то другое.

Есть ли на Вашем сайте эксклюзивный материал, который доступен только на MEGOGO.net? Работаем над этим. Сейчас нет. Честно скажу, сейчас нет и какое-то время не будет. Будут эпизодически появляться премьеры: мы сейчас уже приобрели права на несколько премьер — это телевизионные и киношные. Есть идеи онлайн-трансляции, в том числе событий, которые имеют только онлайн ценность, например, спортивных событий. В основном, естественно, это те фильмы, которые показываются в кино. После кино они должны попадать к нам раньше или позже, и то, что выходит на телевизоре, может после премьеры на телевизоре попадать к нам. Либо даже до премьеры, но если до нее, мы говорим, что это уже, конечно, платная модель. Если люди хотят посмотреть серию на 1 день раньше, то мы можем уговорить телевизионный канал расстаться с частью аудитории, соответственно компенсировав это деньгами.

Как скоро после премьеры в кинотеатре фильм будет попадать в каталог вашего сайта? От нескольких недель от начала проката до нескольких месяцев. В зависимости от того кто правообладатель, как удастся договориться. Суть в чем? Что мы прекрасно понимаем опасения кинопрокатчиков и студий, поскольку у них это бизнес-модель. Режиссеры — это искусство, но без людей, которые зарабатывают на этом деньги, ничего бы не происходило. Люди, которые приходят в кино, платят по $ 4-5-6-10 за билет, плюс еще покупают попкорн, кока-колу, которые в кинотеатре отнюдь не дешевые. Соответственно, если во время кино пускать это в интернет, то часть этих денег к ним не придет. Поэтому на первом этапе во время кинопроката фильмов в интернете не будет ни у кого, если только мы не выкупим все показы, а это, в принципе, космические деньги. Если фильм не популярен или рассчитан на очень узкую аудиторию, то это возможно — ограниченные показы, арт-хаус… Вопрос: будет ли это популярно в интернете? Насколько целесообразно этим заниматься? Но что мы хотим — мы хотим сократить этот период, который базируется на опыте западных стран, особенно США, когда после выхода в кино долгий период «hold back» перед выходом этого фильма на DVD и перед попаданием этого фильма в платные сети, в том числе, в интернет. Он связан с практикой покупки DVD. Есть огромный рынок, и после выхода кино этот период должен был создать ожидание. Он как бы разделял, во-первых, кино и DVD, а, во-вторых, создавалось ожидание: все люди знали, когда выходит это кино, ждали этот момент и могли сходить в кино и купить DVD.

Насколько часто будет происходить пополнение каталога новыми материалами? Для начала выложена очень маленькая часть. Мы планируем к началу следующего года выложить, наверное, и то не все. Речь идет о 80 тыс часов, которые будут выложены к началу следующего года. Процесс оформления, транскодирования материалов занимает определенное время. Мы приобрели права, мы их получили, потом мы получаем материалы, приводим эти материалы в тот вид, который можно транслировать. Мы оформляем объекты, даем описание. Поскольку речь идет о тысячах объектов, все это занимает время. 15 тыс часов — это тоже немало. Если посчитать, что, допустим, даже треть контента будет какому-то зрителю интересна — этого ему хватит на 10 лет просмотра. Тем не менее, мы планируем увеличить. Я считаю, и каналы со мной согласны, что есть отставание каналов телевизионных от их западных коллег в области технологического развития — функционала. Тут до сих пор телевидение первого поколения: нельзя поставить на запись, нет никаких устройств, нельзя открутить назад. Видеомагнитофоны существуют, но ими давно не пользуются. Нельзя составлять свою программу. Есть уже на Западе, активно, особенно в платных сетях, возможность манипулировать своей программой на свое усмотрение. Вот этого всего нет, и мы, в свою очередь, тоже замещаем этот вакуум. Поэтому, я думаю, телевизионным каналам будет интересно с нами работать для того, чтобы мы, собственно, покрывали интернет-аудиторию. И тут опять же, в отличие от кино, пересечение с телевизионной аудиторией интернета даже меньше, чем с кино, потому что есть много людей, которые смотрят кино в интернете и не пользуются телевизором вообще. Хотя на телевизоре все равно есть интересные контенты, опять же, для этих пользователей, просто нет пересечения.

Какие тарифы будут установлены на платные материалы? Давайте подумаем. Речь идет о премиальном контенте — который только выходит, только отыграл в кинотеатре, вышел на телевизоре, или может даже раньше, чем вышел на телевидении. Это также западный контент, который стоит определенных денег. Сейчас мы говорим в Украине о 10 грн за месяц. В начале следующего года — в феврале, у нас эта плата будет повышаться. Возможно, останется пакет за 10 грн, а также будут высылаться более дорогие пакеты для дополнительного контента — для дополнительных фильмов. И также параллельно подписке ежемесячной у нас будет просмотр по показам. Человек может смотреть фильм в кино и потратить там $ 5–10, а может смотреть со своими друзьями, подождав одну, две, три недели, месяц, в хорошем качестве, на своем домашнем экране, заплатив, допустим, $2–3.