Натали Бай уже давно заняла почётное место среди главных актрис Франции своего поколения, наряду с Катрин Денёв, Жюльет Бинош и Фанни Ардан.

Во время своего первого визита в Украину она представила фильм «5 портретов Натали Бай» — сборник короткометражек, в каждой из которых она сыграла главную роль. Встретившись с актрисой сразу после премьеры, мы расспросили ей о новом фильме, а также о творчестве, кино и её личной жизни, между которыми, как призналась мадмуазель Бай, сложно провести границу.

Беседовал Антон Филатов

oKino: Были ли среди сюжетов фильма «5 портретов Натали Бай» такие, которые скопированы из вашей жизни?

Н.Б.: Вряд ли, я выбирала эти сюжеты из уже готовых сценариев. Для участия в этом проекте было представлено 500 сценариев молодых режиссёров, из которых мы выбрали только пять — это было не так уж и просто [улыбаясь].

В итоге я оставила только те сценарии, которые произвели на меня впечатление во время прочтения. Поэтому для меня было большим удовольствием играть в этих фильмах, но никакого отношения к моей личной жизни они не имеют.

Я не лунатик, как в фильме «Сонный дебют» и у меня нет дочерей, которые бы выщипывали из меня волоски, как в короткометражке «Пока» [смеясь]. По поводу последней ленты «Я хочу сказать» — у меня нет привычки разговаривать с камерой. Но было бы интересно сыграть этот эпизод в театре, обращаясь к зрителям.

отрывок из фильма «Я хочу сказать» реж. Ромейн Деландж (цикл «Пять портретов Натали Бай»)

oKino: В короткометражке «Я хочу сказать» ваша героиня спрашивает себя: «Кино важнее жизни?» и сразу отвечает: «Не знаю». Как вы бы ответили на этот вопрос не на экране, а в жизни?

Н.Б.: Это цитата из фильма Франсуа Трюффо «Американская ночь» — первой значительной картины, в которой я играла. Сам Трюффо говорил, что кино важнее жизни, но я считаю, что, всё-таки, жизнь важнее. В том фильме моя героиня Жюли говорит «Я готова бросить мужчину ради фильма, но бросить фильм ради мужчины — никогда» [улыбаясь]. Я думаю, что кино помогает жить.

oKino: Вы работали с выдающимися режиссёрами, такими как Трюффо, Годар, Спилберг, Шаброль и т. д., но в то же время вы снимаетесь в дебютах молодых режиссёров. В каких фильмах вам сниматься интереснее?

Н.Б.: Для меня известность режиссёра — далеко не главный критерий. Главное — это его талант. Когда я читаю сценарий именитого режиссёра и уже на одиннадцатой странице засыпаю, то сниматься в таком фильме я не стану. Слава — дело проходящее, а талант всегда виден.
Актёрская деятельность с одной стороны жестокое занятие, потому что молодым всегда сложно пробиться, а с другой — это безумно интересная профессия, потому что она даёт возможность много путешествовать и наблюдать за тем, как люди переживают одинаковые эмоции в разных странах.

Я ВСЕГДА ПЫТАЮСЬ ПРЕВРАТИТЬ ТРУДНОСТИ В СВОЁ ПРЕИМУЩЕСТВО

oKino: Вы неоднократно снимались с одними и теми же актёрами в разных фильмах: с Одри Тоту, Мишелем Пикколи, пять раз с Жераром Депардье. С кем из них работалось интереснее всего?

Н.Б.: На самом деле не имеет большого значения, насколько ты дружен со своим партнёром по съёмочной площадке. И даже если меня что-то смущало или расстраивало в коллеге, то я всегда настраивала себя так, чтобы не обращать на это внимание. Легче всего я нахожу общий язык с Жераром Депардье — он мне близок по творчеству. Впервые я снималось с ним, когда ещё училась в театральном институте, ни он, ни я тогда ещё не были известны.

oKino: Какие роли вам даются труднее: драматические или комедийные?

Н.Б.: Я бы сказала, что в комедии играть сложнее. Знаю многих профессиональных актёров, которым легко даются драматические роли, но при этом они не чувствуют комедию. Потому что этому жанру присуще особое чувство ритма.

oKino: Над какой ролью работалось труднее всего?

Н.Б.: Чем сложнее роль, тем она интереснее для меня. Я всегда пытаюсь превратить трудности в своё преимущество. Единственное, что действительно трудно — это постоянно оставаться «на плаву» и сохранять способность самообновляться.
В моей профессии нельзя терять открытость к разным героям и режиссёрам, нужно уметь погружаться в абсолютно разные пространства и при этом быть убедительной. Когда выбираешь какую-то роль, то сложности всегда играют в твою пользу.

МНЕ СЛОЖНО ПРОВЕСТИ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ПРОФЕССИЕЙ И ЖИЗНЬЮ

oKino: Вы пересматриваете свои фильмы?

Н.Б.: Редко, только когда случайно по телевизору наткнусь на какой-то старый фильм, в котором когда-то играла.

oKino: Случалось ли такое, что вы так и не посмотрели какой-то фильм со своим участием?

Н.Б.: Да, одну свою ленту я не посмотрела. Это итальянский фильм, который так и не вышел в прокат во Франции. Мне сказали, что он неудачный и я решила, что лучше его не смотреть [улыбаясь].

oKino: Вы не занимаетесь творчеством помимо игры в кино?

Н.Б.: Нет… мои родители были художниками, но я не имею никаких склонностей к живописи. Сейчас я пишу книгу о своей профессии, если это можно назвать в какой-то мере искусством. Я уделяю этому много времени. Я стараюсь жить творчески даже в бытовом смысле и делать оригинально какие-то даже самые простые вещи.

oKino: Это книга мемуаров?

Н.Б.: Это книга скорее о моей профессии, о том, как я пришла в неё через танец. Конечно, там много воспоминаний, но это книга, прежде всего, о профессии, а не о моей жизни. Хотя мне сложно провести границы между профессией и жизнью.

[досье] Натали Бай
Родилась 6 июля 1948 года в Менвилле (Франция). В 14 лет поступила в Балетную школу в Монте-Карло (Монако). В 17 лет отправилась Нью-Йорк, чтобы усовершенствовать свои танцевальные способности, где становится многообещающей артисткой кордебалета. Позже вернулась в Париж, где поступила на драматические курсы Рене Симона, а затем окончила и Парижскую консерваторию.

В 1972 г. впервые появляется на экране в эпизодической роли фильма Р. Уайза «Два народа / Два человека». Своим подлинным дебютом в кино Натали Бай считает роль Жюли в фильме Франсуа Трюффо «Американская ночь» (1973).
За свою карьеру снялась у таких классиков кинематографа, как Жан-Люк Годар, Стивен Спилберг, Клод Шаброль и т. д.

Четыре раза удостаивалась премии Сезар: дважды — за роли второго плана и дважды — за главные роли. В 1999 г. удостаивается премии на Венецианском кинофестивале за лучшую женскую роль в фильме Фредерика Фонтейна «Порнографическая связь».