Недавно в Киеве состоялась презентация фильм «Август. Восьмого», который должен выйти на экраны в феврале 2012 года. Он имеет все шансы стать самым масштабным российским блокбастером следующего года. Портал oKino.ua расспросил режиссёра и продюсера этой ленты Джаника Файзиева о том, как проходила работа над картиной и какие сюрпризы можно от неё ожидать.

Беседовал Антон Филатов

oKino.ua: С чего началась работа над фильмом «Август. Восьмого»?

Д. Ф.: Подготовка к картине началась очень просто. Я случайно встретился с одним героем России, который мне рассказал о войне на Кавказе и этот разговор отложился у меня в памяти. А потом, когда началась работа над сценарием, я обошёл лично каждого героя России (их не так много, человек двадцать) и записал их истории.

Кстати всем им по 20–25 лет. Тогда я и понял, что надо делать историю про молодых людей. Каждый из них просто поразил меня своей цельностью и разумом. После этого общения у меня сложилось впечатление, что появляется новая генерация военных людей.

oKino.ua: Почему для работы над фильмом вы пригласили монтажёра и сценариста из Голливуда?

Д. Ф.: С монтажёрами и сценаристами в России дела обстоят плохо. После съёмок накопилось безумное количество материала и если бы не профессиональный монтаж, то фильм бы мог просто пропасть. Поэтому я пригласил Дэнниса Вирклера, который, несмотря на свои 68 лет остаётся очень живым человеком и продолжает работать в экшенах по типу «Бэтмен и Робин», «Человек-волк» и т. д.

Когда же я выбирал человека для написания сценария, то у меня были три требования: чтобы у него был любой военный опыт, чтобы он работал в Голливуде, и чтобы у него было европейское образование. Этим требованиям полностью соответствовал Майкл Лернер.

oKino.ua: Лента финансировалась за счёт госсредств, при этом в ней затрагивается достаточно болезненная тема войны на Кавказе…

Д. Ф.: Да, но никакого давления со стороны государства не было и после просмотра фильма не было внесено ни одной правки.

ФИЛЬМ «ТРАНСФОРМЕРЫ»… — ЭТО БОЛЬШОЕ СЕРЬЁЗНОЕ ИСКУССТВО»

oKino.ua: Это многожанровый фильм, а вы лично к какому жанру относите свою картину?

Д. Ф.: В картине сплетено много жанров, чтобы каждый зритель смог увидеть что-то своё. Например, для женской аудитории здесь есть любовная линия, а также история о том, как мать ищет своего сына, для мужской — здесь вполне достаточно военных действий, и т. д.

Я называю эту историю «героическим путешествием Матери». По драматической канве она напоминает сказку Андерсена «Снежная Королева», где Герда отправляется в страшное царство снега и холода, чтобы спасти Кая. Правда, у нас в путешествие отправляется не девочка, а мать, и вместо брата здесь — сын.

oKino.ua: Но в сюжете есть и фэнтезийная линия. Робот из фильма вынесен даже на плакат…

Д. Ф.: Да, но это я пока оставлю в тайне. Пусть каждый зритель сам додумывает к чему здесь роботы…

oKino.ua: Много ли в фильме будет компьютерной графики?

Д. Ф.: Уже больше года дизайнеры и аниматоры «дорисовывают» фильм. В общей сложности около половины ленты будет содержать компьютерную графику в большей или меньшей степени.

«ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПРОЯВИТЬ ЭМОЦИЮ, НЕОБХОДИМО ПОГРУЗИТЬ ЧЕЛОВЕКА В НАПРЯЖЁННУЮ СИТУАЦИЮ»

oKino.ua: Как восприняли фильм первые зрители?

Д. Ф.: Первые фокус группы показали, что 70% зрителям «Август. Восьмого» или «понравился», или «очень понравился». Притом, женской аудитории фильм оказался ближе, чем мужской [улыбаясь].

oKino.ua: В вашем фильме есть ряд эпизодов, которые сняты технически очень сложно. Однако зрительский уровень в наших странах остаётся достаточно невысоким, так что ваши усилия могут остаться просто незамеченными. Вас это не смущает?

Д. Ф.: Была одна немецкая студия грамм записи, которая записывала звук с очень высокой частотой, которую не может уловить человеческое ухо. И когда их спросили, зачем они это делают, то они объяснили, что человек хоть и не способен услышать все оттенки звука с пластинки, но всё же именно благодаря им он может почувствовать глубину звука. И подобное отношение к своему делу есть у каждого уважающего себя художника.

Например, когда я снимал «Старые песни о главном 2», то в сцене, где пела Кристина Орбакайте я хотел, чтобы вокруг неё танцевало девять блондинок — просто потому что так красиво смотрелось на экране. Но кроме меня, наверное, это никто не замечает.

«ИСКУССТВО — ЭТО ТО, ЧТО ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ…»

oKino.ua: У вас своеобразное отношение к артхаусу

Д. Ф.: Это слово расшифровуется как «дом искусства». Искусство — это то, что обычный человек делать не в состоянии. И когда я смотрю «Трансформеров», то чтобы кто не говорил, для съёмок такого кино необходимы колоссальные усилия. Это большое серьёзное искусство — так тоже надо уметь.

oKino.ua: Героиня вашего фильма оказывается в предельно напряжённой ситуации. Для того что бы ни потерять человечность, необходимо ли человеку это ощущение трагедии?

Д. Ф.: Чтобы проявить эмоцию, необходимо обязательно погрузить человека в напряжённую ситуацию. Если бы сюжет «Титаника» разворачивался не на тонущем корабле, то всё происходящее там не воспринималось бы так остро. Как-то раз Леонардо спросили, что надо сделать, чтобы красный цвет казался ещё более красным. Он сказал — обведите красный цвет зелёным. Так и в сюжете необходимо доказывать каждую острую эмоцию, для этого и погружают человека в подобные ситуации.

oKino.ua: Достаточно успешным был прокат вашего «Турецкого гамбита», почему вы не взялись за экранизацию других романов Акунина?

Д. Ф.: Причина банальна. Акунин продал американцам все права на свои романы целиком и без остатка, ещё и на много лет вперёд. Они пока ничего не сняли, но права по сей день остаются у них. Мы успели выхватить их буквально в последний момент, получив при этом разрешение на показ своего фильма только в России.

Досье: Джаник Файзиев
Снимался в кино с детства, в 1983 году окончил актерский факультет ВГИКа, в 1991-м — режиссерский факультет (мастерская Ираклия Квирикадзе). Работает на телевидении с 1995 года, под его началом были сняты передачи «Кинопанорама», «Намедни 61–91. Наша эра», «Старые песни о главном-2».

С 2002 года — директор Дирекции кинопроизводства «Первого канала». В 2005 году выступил режиссёром «Турецкого Гамбита», в 2008 году — продюсером «Адмирала», а в 2009 — «Каникул строгого режима».