30 ноября 2013 года на Майдане силовики избили протестующих студентов. На следующий день в Киеве вышли сотни тысяч людей, что дало начало масштабным протестам в Украине и событиям, впоследствии названным Революцией достоинства. Ныне Майдан хранится не только в памяти людей и хрониках, но и на видеозаписях документалистов, не расстававшихся с камерой на протяжении всей революции. Часть из получившихся фильмов — в сегодняшнем материале. В список попали только те полнометражные документальные картины, которые успели показать на большом экране в Украине. Кроме них, за последний год было снято множество телефильмов, короткометражных документалок, еще пара неигровых кинофильмов еще не была показана украинским зрителям.

Евромайдан. Черновой монтаж

Евромайдан. Черновой монтаж

Первый большой фильм о зиме, которая изменила страну. «Евромайдан…» был впервые показан в конце марта на открытии кинофестиваля Docudays. Создатели фильма (а это десяток в основном молодых режиссеров) не настаивали на целостности или завершенности своей работы, потому и назвали «Черновым монтажом». Перед зрителем открывается мозаика трех месяцев протестов: от комичного свержения памятника Ленину в Киеве до трагичного прощания с Небесной сотней на Майдане. В «Евромайдане» есть редкие кадры, снятые со стороны «беркутовцев». Чтобы попасть на сторону защитников режима, одному из режиссеров фильма, россиянину, пришлось представиться русским репортером.

Майдан Лозницы

Первый «экспортный» фильм о Майдане. Режиссер Сергей Лозница сначала показал картину в Каннах, получив множество похвал, и два месяца спустя — в Украине, где автора не совсем поняли. Лозница снял фильм-созерцание, где нет отдельных героев, а есть человеческая масса, которая на глазах зрителя становится народом ради общего дела — защитить свою свободу и честь. Украинские зрители критиковали «Майдан» и за нарушение хронологии, и за непонимание причин протестов, и за отстраненность, чуть ли не равнодушие (камера всегда находилась на безопасном растоянии, кинематографист не становился участником). Главная же проблема фильма в том, что он просто появился слишком рано: когда исследовать Майдана с философской безэмоциональностью было невозможно и не нужно.

Черная тетрадь Майдана

Максим Ярош в черной тетради майдана

Альманах, составленный из работ режиссеров-второкурсников мастерской Юрия Терещенко: репортажей, фильмов-портретов, зарисовок. Несмотря на небольшой опыт, студенты сняли зрелые эмоциональные картины, показывающие Майдан в лицах активистов, стихийных участников, волонтеров и медиков. «Черная тетрадь Майдана» снята практически без бюджета и технической поддержки — авторы сначала даже не рассчитывали, что их кино увидят вне института. Но фильм в итоге побывал на фестивале в Одессе и за границей, не считая отдельных публичных показов в Украине. Что интересно, большинство авторов — не студенты, а студентки, не побоявшиеся идти вместе с камерой в гущу революционных событий. Как сказал руководитель кинопроекта Юрий Терещенко, он хотел был, чтобы молодежь снимала фильма о любви и солнце, но время не позволило юным режиссерам проигнорировать важнейшие события в родной стране.

Россия/Украина. Реальность на Майдане

украинские военные в окруженной оккупантами базе в Крыму

Этот фильм появился как часть российского проекта «Реальность» известных документалистов Павла Костомарова и Александр Расторгуева. Предтечей этого проекта, призывающего к гражданской документалистике, можно считать цикл фильмов Lenta.doc — хронику антипутинских протестов на Болотной площади. В стороне от событий в Украине создатели «Реальности» остаться не могли. Но они сняли не только Майдан — начало студенческих страйков, силовой разгон, бои на Грушевского, февральские расстрелы — но и аннексию Крыма. В фильме показано, как украинских солдат в Крыму вытесняют из баз, как у наблюдателей так называемого референдума отнимают фото- и видеоматериалы и как ликующие крымчане пьют и поют гимн СССР. Премьера «Реальности на Майдане» состоялась онлайн в апреле, а осенью в Киеве показали перемонтированную версию, куда вошли кадры с антивоенными протестами в России и красноречивая сцена, как студент со слезами на глазах сменяет флаги в учебном заведении для будущих моряков.

Сильнее, чем оружие

Донецкий аэропорт в фильме Сильнее чем оружие

Фильм от Вавилона’13 — движения, объединяющего сотню кинематографистов (режиссеров, операторов, монтажеров и т. д.), которые снимают события в Украине: с разгона студмайдана до войны на Донбассе. Видео от Вавилона всегда появляются на YouTube на официальном канале движения. «Сильнее, чем оружие» смонтирован из роликов разных авторов, причем многие фрагменты либо стали весьма популярны в Сети, либо показывались уже где-то как отдельные фильмы: например, эпизоды с поездкой в родное село Януковича в разгар протестов в Киеве и ссоры между активистами из-за символики. Две трети картины посвящены Майдану — это сумбурно смонтированные материал, который и сегодня воспринимаемые скорее как отрывки тех событий, а не попытка объединить работы «вавилонян» единой концепцией. Удачнее получились финальные эпизоды, когда прощание с погибшими сменяется кадрами инаугурации и донецкого аэропорта. В качестве послесловия — искренний и пронзительный монолог от Максима Яроша (о нем рассказывают и в «Черной тетради Майдана»), сироты из Кривого Рога, героя Майдана, а теперь — солдата-добровольца, пережившего плен у сепаратистов. В течение декабря единичные показы ленты «Сильнее, чем оружие» пройдут по всей Украине, в конце января 2015 фильм обещают выпустить в широкий прокат.