Вторая мировая война стала одновременно самым страшным и наиболее экранизируемым военным конфликтом за последние сто лет. Помимо этого в кино часто обращались к теме Первой мировой и войны во Вьетнаме. Однако новейшая история «прославилась» еще многими периодами массового насилия, вызванными этнической враждой, жаждой независимости или захватом чужих территорий. О многих таких войнах можно узнать из фильмов, какими бы ненадежными источниками информации они не были. В oKino.ua вспомнили 10 фильмов о военных конфликтах, о которых сегодня не принято говорить.

Высота 203

Япония

«Высота 203»
Реж. Тосио Масуда, 1980

Царская Россия и возглавляемая императором Мэйдзи Япония не поделили сферы влияния в Корее и Маньчжурии в 1904–1905 годах. Азиаты напали первыми и вынудили русских поделиться островами. Самому знаменитому сражению этой войны — осаде русской крепости Порт-Артур — посвящена лента «Высота 203», в которой изложена исключительно японская точка зрения. В этом конфликте солдаты с обеих сторон гибли десятками тысяч, и, как показано в фильме, восточные воины отдавали свои жизни за императора, честь и славу родной державы. Фильм «Высота 203» был одним из фаворитов главной японской кинопремии 80-го года. Японцы сняли о русско-японской войне еще пару картин, сценарий к одной из которых — «Триста миль в тылу врага» — написал сам Акира Куросава.

Земля и свобода

Испания

«Земля и свобода»
Реж. Кен Лоуч, 1995

Самый известный фильм о кровавом раздоре между приспешниками диктатора Франсиско Франко и республиканцами в 1936–39 годах снял британский режиссер Кен Лоуч. В «Земле и свободе» рассказывается о безработном коммунисте из Ливерпуля, отправившемся в Испанию бороться с националистами, но растерявшему часть своих идеалов в хаосе гражданской войны. Испанская почва, завернутая в красный платок главного героя, и поднятый вверх в честь борьбы с диктатурой кулак маленькой девочки знаменуют известный субъективизм Лоуча. Который, тем не менее, принес ему награду от кинопрессы и экуменического жюри Канн.

Город жизни и смерти

Китай

«Город жизни и смерти»
Реж. Лу Чуань, 2009

Историческая судьба не раз сталкивала друг с другом две великие восточные державы. В ХХ веке агрессией отличилась именно Страна восходящего солнца. Фильм «Город жизни и смерти» (оригинальное название — «Нанкин! Нанкин!») посвящен второй японо-китайской войне. В ходе боевых действий в 1937 году императорские войска вторглись в тогдашнюю китайскую столицу Нанкин и устроили кровавый террор над военными Поднебесной и обычными жителями. По различным оценкам, погибло до полумиллиона человек. Постановщик Лу Чуань показывает те события глазами китайцев, солдата-оккупанта и немецкого бизнесмена Джона Рабе, пытавшегося остановить насилие. В китайском прокате фильм стал хитом, а режиссера признали лучшим на вручении наград азиатского кино. Западная пресса заговорила о Чуане как о восточном Спилберге.

Зимняя война

Финляндия

«Зимняя война»
Реж. Pekka Parikka, 1989

Сопротивление, которое независимая Финляндия в течение нескольких месяцев 1939–40 года оказывала Советскому Союзу, весомо подпортило репутацию последнему, из-за чего СССР даже исключили из Лиги Наций как агрессора. Нам эта война знакома под названием советско-финской, а вот пострадавшая сторона назвала ее «зимней». В одноименном фильме финны рассказали о том, как молодые ребята покидают родное хозяйство и познают ужасы службы на заснеженном фронте. «Зимнюю войну» выпустили на экраны к полувековой годовщине войны. Лента участвовала в основном конкурсе Берлинале и завоевала шесть местных аналогов «Оскара». К трехчасовому фильму позже домонтировали еще больше часа видео и показывали по ТВ как сериал.

Битва за Алжир

Алжир

«Битва за Алжир»
Реж. Джилло Понтекорво, 1966

В свое время этот фильм вызвал немалый скандал и был на пять лет запрещен к показу во Франции. Итальянский коммунист Понтекорво посмел дать государству де Голля пощечину, показав, как безобразно европейцы подавляли выступления алжирцев за независимость. Самое интересное, что фильм был снят спустя лишь четыре года после окончания той самой войны, а одну из главных ролей сыграл настоящий борец за независимость, чьи воспоминания легли в основу сценария. Фильм взял главную награду в Венеции и чуть не отхватил три «Оскара». А не знающие меры в методах борьбы алжирские партизаны из «Битвы» стали любимыми киногероями Андреаса Баадера — печально известного немецкого левого террориста.

Китайские ворота

Индокитай

«Китайские ворота»
Реж. Сэмюэл Фуллер, 1957

В середине прошлого века Франции суждено было потерять свои колонии не только в Африке, но и на юго-востоке Азии. Пожалуй, самым известным фильмом, связанным с этим конфликтом, стал оскароносный «Индокитай». Но были и ленты, снятые по горячим следам войны, разделившей обретший независимость Вьетнам надвое. Запрещенная во Франции картина «Китайские ворота» — одна из таких. Правда, в ней не превозносится антиколониальная борьба. Даже напротив: наемники из Французского легиона должны совершить диверсию против вьетнамских повстанцев. Им помогает девушка-полукровка, которой пообещали устроить хорошее будущее для ее сына, рожденного от солдата-расиста. Полная недоверия друг к другу компания сможет иначе взглянуть на сам военный конфликт и место человека в нем. Хеппи-энд у фильма сомнительный, что стало своеобразным прогнозом для Вьетнама, который впереди ожидала еще худшая война.

Финал кубка

Израиль

«Финал кубка»
Реж. Эран Риклис, 1992

Обострения арабо-израильских конфликтов дивным образом совпадали со значимыми событиями в мировом футболе. Мундиаль 2006 года и Вторая ливанская война становятся фоном для жизни героев в израильской драме «Незнакомцы». А непосредственно вооруженный конфликт ярче показан в картине «Финал кубка». В ней палестинские повстанцы и похищенный ими израильский солдат мирятся на почве общей любви к футболу и переживаниям за выступление итальянской сборной на Чемпионате мира по футболу 1982 года. Итальянцы, кстати, тот чемпионат и выиграли. В войне же никто тогда не выиграл: Бейрут ненадолго оккупировали израильтяне, палестинские воины перебрались из Ливана в Тунис и создали «Хезболлу» — большую головную боль для Израиля на последующие десятилетия.

Ничья земля

Босния и Герцеговина

«Ничья земля»
Реж. Данис Танович, 2001

За последние двадцать лет на полуострове воевали сербы с хорватами, сербы с боснийскими мусульманами и македонцы с албанцами. Но самой популярной темой для киношников стали события в Боснии 1992–95 годов, которые, к примеру, американцы, с чьей подачи бомбили Белград, показывают лишь с одной стороны. В фильме «Ничья земля» война изображена так, как ее видят сами участники. По сюжету, в окопах напротив остаются в живых боснийский серб Нино, босниец Чики и прикрывающий своим телом бомбу Сера. В итоге все они пострадают, тогда как западные гости там же поиграются в миротворцев. Такой непредвзятый посыл принес картине «Оскар» за лучший зарубежный фильм, что годы спустя раскритиковали и списали на конъюнктуру.

Руанда

Руанда

«Отель “Руанда”»
Реж. Терри Джордж, 2004

В избавившейся от колониального статуса Африке часто возникали поражающие жестокостью межэтнические войны. Один из самых страшных конфликтов произошел в 1994 году в государстве Руанда. Тогда представители племени хуту убили от пятисот тысяч до миллиона представителей народности тутси. В снятой десятилетие спустя голливудской картине рассказывается о хуту Поле, который спрятал в гостинице и спас тысячу тутси, включая собственную жену. Самое печальное, что геноцид — единственное, благодаря чему о небольшом восточноафриканском государстве знает весь мир. И еще благодаря упомянутому фильму — «Списку Шиндлера» на африканскую тему, отхватившему множество международных призов.

Без цензуры

США

«Без цензуры»
Реж. Брайан Де Пальма, 2007

В США об этом фильме предпочитают не вспоминать, а местные критики дали заведомо низкий рейтинг, обвинив режиссера в непатриотизме и демонстрации чрезмерной жестокости. В основе картины — случай 2006 года в Махмудии, когда пятеро американских солдат изнасиловали и убили иракскую девочку-подростка. В псевдодокументальной манере камера следит за ежедневной службой американского отряда на Востоке, запечатлевая шокирующие поступки «освободителей». В Венеции Брайану-Де Пальма дали «Серебряного медведя», культовое издание Cahiers du Cinema назвало его работу фильмом года, тогда как в родных Штатах картину осмелилась номинировать лишь ассоциация звукорежиссеров. Сам постановщик заявил, что «Без цензуры» и так изрядно отредактировали на киностудии.