Мир большого кино приучил нас к тому, что главным человеком в фильме является режиссер. Однако на телевидении все иначе: первой скрипкой в том или ином сериале является шоураннер, который одновременно отвечает за сценарий, является исполнительным продюсером и вообще следит за развитием своего детища. Сегодня oKino.ua рассказывает о пяти своих любимых шоураннерах, которых можно без преувеличений назвать лучшими на ТВ по состоянию на текущий момент.

Они решат, что тебе смотреть: топ-5 шоураннеров

Ник Пиццолатто

Лучший сериал: «Настоящий детектив»

До «Настоящего детектива» Пиццолатто, воспитанный на правильной классике телеканала HBO (от «Прослушки» до «Дедвуда»), мнил себя писателем. Он выпустил нуар-роман «Galveston», немного поработал сценаристом на первом сезоне «Убийства», но это не принесло ему должного удовлетворения. Ему не нравилось работать в сценарной команде и разрабатывать чужие идеи, он считал, что это портит сериалы, а публикация книги не принесла ощутимого эффекта. И тогда Ника осенило: нужно писать романы для телевидения и адаптировать их самостоятельно. Так получился «Настоящий детектив», который Пиццолатто, целиком написавший сценарий первого сезона, сделал с Кэри Фуканага, единственным режиссером всех серий.

Они решат, что тебе смотреть: топ-5 шоураннеров

Райан Мерфи

Лучший сериал: «Американская история ужасов»

Он набил руку на довольно примитивной тин-драме «Лучшие», которая выходила с 1999 по 2001-ый год. А затем уже не промахивался. Каждый созданный им сериал становился событием. Психологический триллер «Части тела» о двух пластических хирургах, который перевернул представление о «медицинских сериалах». Телешоу «Лузеры», которое под видом бодрого подросткового мюзикла пронесло в себе множество серьезных тем — от расовой нетерпимости и детской жесткости до притеснений сексуальных меньшинств. Ну, и, конечно, вершина творчества Мерфи — антология «Американская история ужасов», которая, играя с существующими хоррор-клише (дом с призраками, заброшенная психбольница, ведьмы), вскрывает подлинную драму человеческого существования.

Они решат, что тебе смотреть: топ-5 шоураннеров

Дэвид Милч

Лучший сериал: «Дедвуд»

Пожалуй, самый недооцененный автор на современном телевидении. Милч начинал с культовых полицейских драм вроде «Блюз Хилл-стрит» и «Полиция Нью-Йорка». Эти сериалы повлияли на многих: Дэвида Саймона, например, они привели к «Прослушке», Тома Фонтана — к легендарной «Тюрьме «ОZ», а Дэвид Чейз созрел для создания «Клана Сопрано». Вот только Милч всегда был себе на уме и никогда не выбирал простых путей. После успеха с культовым вестерном «Дедвуд», сбившим привычный ракурс взгляда на американскую историю, Милч придумал сериал «Джон из Цинциннати». Эта многослойная драма про семью серфингистов и странного парня, напоминающего Иисуса, спустившегося в наш безумный мир, продержалась всего лишь один сезон, потому что канал HBO пошел на поводу у общественности, которая сериал не поняла, и закрыл сериал. Затем Дэвид Милч создал «Фарт» с Дастином Хоффманом (пилот режиссировал сам Майкл Манн), но после смерти трех лошадей на площадке съемки пришлось свернуть. А от последнего на данный момент проекта Милча, сериала «Деньги» про коррумпированную американскую верхушку и национальную одержимость богатством, канал HBO попросту отказался еще на стадии работы над пилотным эпизодом.

Они решат, что тебе смотреть: топ-5 шоураннеров

Винс Гиллиган

Лучший сериал: «Во все тяжкие»

Этот человек — пример железной выдержки и терпения. Брайана Крэнстона Гиллиган встретил еще в 1998 году, на съемках «Секретных материалов» (эпизод «Гонка» — 6 сезон, 2 серия). Уже тогда Винс отметил для себя этого актера, за целых десять лет до старта «Во все тяжкие». А свой новый сериал, криминальную драму «Батл Крик», он вынашивал еще с 2002 года. Тогда проект отложили на полку, но сейчас, после грандиозного успеха истории про Хайзенберга, пришло и его время. Стиль Гиллигана — вязкий, точный и беспощадный, в его сюжетах ничего не бывает лишним и все имеет свое предназначение, даже, казалось бы, сущая мелочь. Все намеченные им точки в итоге сходятся вместе и вызывают настоящий катарсис, который постиг зрителей на финале «Во все тяжкие».

Они решат, что тебе смотреть: топ-5 шоураннеров

Дэймон Линделоф

Лучший сериал: «Остаться в живых»

Да, это он создал главную мистическую мыльную оперу на ТВ про загадочный остров, вместе с этим придумав одну из самых возмутительных концовок за всю историю. После «Остаться в живых» Линделоф переключился на успешные кассовые фильмы вроде «Мировой войны Z» и для ТВ ничего не делал. Но все же соскучился по творческой свободе, которая сейчас возможна лишь в сериалах. И вот, в начале июля, состоялась премьера его нового телешоу «Оставленные» — и оно настолько гениальное, что, поговаривают, оставит далеко позади хитовые «Фарго» и «Настоящего детектива», став лучшим сериалом 2014 года.