В онлайн-кинотеатре Netflix состоялась премьера третьего сезона сериала «Оранжевый — хит сезона». oKino.ua рассказывает, как это симпатичное шоу про женскую тюрьму обрело важность и превратилось в обязательный выбор любого сознательного человека.

Незаурядная ситуация

Оранжевый – хит сезона

Как устроено большинство «женских» сериалов? Главных героинь как правило помещают в какие-то стереотипные «женские» условия: сплетничать о мужчинах и отношениях за бокалом с выпивкой, сходить с ума в образе домохозяйки или попросту быть стервой, которая разбивает сердца. «Оранжевый — хит сезона» ломает все сложившиеся шаблоны о колено одной лишь только сюжетной завязкой. Пайпер Чепмен, главная героиня — такая же, как и мы. Она любила смотреть со своим парнем «Безумцев», спорила с ним по поводу их совместной диеты, засыпала с ним в одной постели. Словом, у Пайпер был собственный мирок — не хуже и не лучше, чем у других. И вдруг в одночасье этот мирок оказался разрушен навсегда: нашу героиню посадили в тюрьму за соучастие в преступлении десятилетней давности.

Темное прошлое

Оранжевый – хит сезона

После того, как Пайпер помещают за решетку, считай, на глазах у шокированного парня (дело в том, что преступление она совершила вместе со своей тогдашней девушкой), тема «скелетов в шкафу» становится ключевой для сериала и его понимания. Кто-то из героинь «Оранжевый — хит сезона» оказался в тюрьме из-за реального проступка, а кто-то попал туда вроде бы совершенно случайно. Суть от этого не меняется: у каждого из этих женщин — абсолютно индивидуальная история. И это качество, обогащающее даже второстепенных персонажей, в том числе выгодно отличает сериал от других шоу про женщин, в которых их пытаются подогнать под стандартные образы-архетипы. В сериале представлены максимально разные женщины: с разным цветом кожи, комплекцией, сексуальными предпочтениями. Есть даже женщина-трансгендер. Настолько богатого разнообразия женских персонажей на ТВ не встречалось уже очень давно.

Сильная женщина

Оранжевый – хит сезона

Медиаскандалы, в которых обмусоливают утеснение прав женщин и сексуальных меньшинств, разгораются до космических размеров буквально с одной спички, с какой-нибудь, казалось бы, незначительной мелочи. Одно издание неуместно употребило слово «телочки» — и в результате разворошило целое осиное гнездо, которое гудело где-то пару недель, оседая даже в разговорах простых людей. Все это, конечно, в первую очередь свидетельствует о том, что разговаривать, слышать и понимать друг друга мы так и не научились. Но это уже другой вопрос. Первоначальный — показать «альтернативу». Сейчас телевидению как никогда нужны образы сильных женщин с несгибаемой волей вроде Пайпер, которые способны стать для кого-то примером, эталоном и, если требуется, весомым аргументом.

Зона права

Оранжевый – хит сезона

Сравнительно небольшой процент тех, кто регулярно потребляет новости, не знает что-либо о том, что происходит в Украине в пенитенциарной сфере. До какого-нибудь громкого и выходящего из ряда вон случая, который подхватят все массовые СМИ. Что неудивительно — про тюрьму рассказывать максимально неудобно, намного тяжелее, чем про войну. Крупные украинские каналы пекут сюжеты и прямые включения с зоны АТО как пирожки (часто перегибая при этом палку или же проявляя полную бестактность), потому что знают: будут смотреть все. А теперь попробуйте себе вообразить регулярные расследования, рассказывающие о положении дел в украинских тюрьмах — что-нибудь в духе резонансного сюжета Константина Усова про Лукьяновскую тюрьму, прогремевшего на всю страну три года назад. Вряд ли подобное можно себе представить: большие каналы просто не возьмутся за такое, боясь отпугнуть аудиторию, а региональным каналам просто-напросто не хватит ресурсов производить подобный продукт на регулярной основе.

Какое к этому имеет отношение сериал «Оранжевый — хит сезона»? Самое прямое. Конечно, мы привыкли воспринимать антураж любимых шоу как нечто само собой разумеющееся. Но, если также соглашаться с тем, что сериалы — это «ключевая форма современной культуры», то и воспринимать (трактовать) их стоит максимально широко. А значит — не только обращать внимание на драматические перипетии из жизни героинь, но и поинтересоваться условиями, в которых они существуют. Да, «Оранжевый — хит сезона» несколько идеализирует тюремное заключение, сглаживает углы — это само собой разумеется, таковы правила игры. Однако он может стать своеобразной входной точкой в эту тему. Конечно же, далеко не каждому гражданину страны необходимо знать, что там происходит в наших тюрьмах. Но стоит заметить, что новое сознательное общество не должно делать каких-то исключений: нас интересуют кадровые перестановки в политике и очистка города от уродливых ларьков, а про заключенных мы ничего не знаем и не хотим. К примеру, одна из последних «тюремных» новостей Украины: министерство юстиции готовит реформу, согласно которой намерено сократить количество государственных тюрем и следственных изоляторов, чтобы взамен построить частные тюрьмы. А там, где частные тюрьмы, отстроенные на деньги инвесторов, дело начинает попахивать уже не только правосудием и наказанием, но и бизнесом, большими деньгами и даже рабством.

Если подытожить, то «Оранжевый — хит сезона» — это не столько главный женский сериал современности, сколько очень важный сериал для любого сознательного человека.