Выборы второго президента независимой Украины, пик популярности и крушение «МММ» и многочисленные войны: от Югославии до Сомали. В мире же кино 1994 год считается одним из самых удачных за десятилетие. Мир окончательно признает Квентина Тарантино, на экраны выходит «Форрест Гамп» и «Побег из Шоушенка», а азиатский режиссер Эдвард Янг снимает самый горько-сладкий фильм о новом мире.
О чем: серия связанных межу собой историй о криминальной мире Лос-Анджелеса. Винсент Вега и Джулс Винфилд выполняют поручения своего босса Марселласа Уоллеса. Боксер Бутч Кулидж, наоборот, пытается вырваться из мира грязных денег. А начинающие грабители Пампкин и Хани Бани идут на свое первое серьезное дело.
Почему смотрели: если в 1992 году «Бешеные псы» стали главным откровением среди ценителей кино, то в 1994 «Криминальное чтиво» оказалось самым обсуждаемым фильмом для всех, кто хоть немного интересуется культурой. Первым делом фильм Тарантино показали в Каннах, где он взял главный приз. Затем был прокат в Штатах и пик популярности для начинающего режиссера. «Криминальное чтиво» стало не только самым важным фильмом года, но и буквально обозначило моду на несколько лет вперед. После барочных 80-х, где все были одержимы поисками красоты, 90-е, стараниями Квентина Тарантино и канала MTV, превратились в эпоху ярких образов и смакования насилия. Все резко бросились снимать кино в стиле «Криминального чтива», что означало истории с черным юмором, отвязными персонажами и криминальным сюжетом. Но как это всегда бывает, никто так и не смог превзойти оригинал. А Тарантино на замечание, что он так и не снял за свою жизнь ничего круче этого фильма, десять лет спустя лукаво ответит: «А кто снял?».
О чем: сказочная история об умственно отсталом парне, который умудряется стать участником всех важных исторических событий в США за несколько десятилетий: от войны во Вьетнаме до правления Рональда Рейгана.
Почему смотрели: режиссер Роберт Земекис всегда славился умением снимать веселое и доброе кино для семейного просмотра. Еще в 80-х он снял два знаковых фильма: «Роман с камнем» и «Назад в будущее». Но «Форрест Гамп» все равно стал картиной всей его жизни. При этом изначально в успех фильма мало кто верил. А продюсеры скептически относились к самой идее сделать из умственно отсталого парня героя нации. Однако сразу после выхода в прокат все сомнения отпали сами собой. «Форрест Гамп» стал настоящим событием, и теперь входит во всевозможные списки лучших фильмов в истории. Одним из секретов успеха стала та самая доброта, пронизывающая всю историю. Ведь следя за злоключениями Форреста, мы то и дело задаемся вопросом: а может что-то не так с миром, а вовсе не с этим чудаковатым парнем. Именно так Земекис очень тактично проходится по политике США, новым моральным ценностям, растущему культу селебритис и тому безумию, что окружает нас. Кроме того, «Форрест Гамп» окончательно явил миру великого драматического актера Тома Хэнкса, который за год до этого сыграл еще одну значимую роль в фильме «Филадельфия».
О чем: городской роман о жизни группы бизнесменов, издателей, писателей и драматургов. Все они находятся в абсолютном противоречии друг с другом, ищут свое место в жизни и пытаются разрешить многочисленные проблемы: от личного кризиса до отношений с противоположным полом.
Почему смотрели: мы, конечно, могли выбрать третьим фильмом известный всем «Побег из Шоушенка», но решили остановиться на этот скрытом шедевре тайваньского режиссера Эдварда Янга. О самом Янге до сих пор известно мало в среде любителей кино, и его принято считать так называемым артхаусным режиссером. Однако в карьере Янга хватало как неспешного кино, так и фильмов, которые спокойно можно показывать в прайм-тайм на ТВ. «Конфуцианский конфуз» — пример последнего. Янг всегда снимал фильмы о родном Тайбэе, и через его работы можно даже проследить, как некогда просто большой город превращался в финансовый центр Азии. Но режиссера всегда интересовало не столько это, сколько жизнь простых людей в мире, который меняется на наших глазах. При этом Янг всегда обладал отличным чувством юмора, интересом к поп-культуре и большой любовью и даже нежностью к своим героям. Отсюда в фильме многочисленные шутки, красивые образы, словно сошедшие с канала MTV и трогательные персонажи, которых мы одновременно порицаем и находим в них что-то близкое каждому из нас. В 1994 году «Конфуцианский конфуз» показали на Каннском кинофестивале, он произвел фуррор в Азии и позже с успехом прошел на многочисленных ретроспективах режиссера. Что же касается самого Янга, то настоящее признание к нему пришло в 2000 году, когда его фильм «Один и два» победил в Каннах и когда Янга позвали в Голливуд. Так, возможно, весь мир и узнал бы о нем, если бы не страшная болезнь, с которой Янг боролся шесть лет, умерев в 2007 году.


