На следующей неделе в прокат выйдет фильм Ридли Скотта «Марсианин». Сейчас в это сложно поверить, но в кино Скотт дебютировал вовсе не «Чужим» или какой-либо фантастической историей, а камерной лентой о солдатах наполеоновской армии — «Дуэлянты». Фильм вышел в 1977, и в сегодняшнем выпуске «Ретро» мы решили вспомнить, чем еще запомнился тот год в кино.
О чем: джедай Оби Ван Кеноби спасает юного Люка Скайуокера, чуть позже к ним присоединяется пилот-наемник Хан Соло и его напарник-вуки по имени Чубака. Все вместе они отправляются на поиски предводительницы повстанцев — принцессы Леи.
Почему смотрели: первый фильм легендарной саги и открытие самой известной вселенной в истории кино. 33-летний Джордж Лукас к тому времени уже успел снять два небольших фильма («THX-1138» и «Американские граффити»), но «Звездные войны» стали его самым большим и смелым проектом. Для его создания режиссер вдохновлялся любимыми с детства фантастическими историями и комиксами о Флэше Гордоне, все спецэффекты создавал вручную и при бюджете в $11 млн, его фильм собрал во всем мире более $775 млн.
Так Лукас сумел объединить в одном фильме все то, что десятилетиями привлекало в кино его и миллионы других молодых людей по всему миру: сказки и мифологические мотивы, истории плаща и шпаги и самурайские фильмы, рассказы о принцессах и храбрых воинах, дружбе и самопожертвовании. А также возможность, увидеть целые новые миры, всего лишь купив билет в кино.
Символично, что до выхода фильма в США всем заправлял реалистический кинематограф и так называемый «Новый Голливуд». Лукас же буквально вернул в кино магию, сделал первый блокбастер своего времени, который могли смотреть зрители всех возрастов. Причем не важно, ребенок ты или закостенелый интеллектуал — главное, это ощущение восторга от увиденного на экране. У этого, правда, была и обратная сторона. После «Звездных войн» начался рассвет развлекательных блокбастеров, и сегодня, когда их количество просто зашкаливает, отличное начинание Лукаса кажется уже «ящиком Пандоры» для кино.
О чем: история столкновения людей и пришельцев. И если первые порой подвластны странным помешательства, то их инопланетные гости оказываются весьма дружелюбными существами.
Почему смотрели: в 70-е Лукас и Спилберг буквально изменили Голливуд, а снятые ими «Челюсти» и «Звездные войны» стали ключевыми картинами, возвестившими о начале эры блокбастеров. Но если Лукас впредь оставался верен этой линии, то Спилберг сразу после фильма об акуле-убийце снял камерную историю, где особо не было экшена, но было рассуждение о внеземной жизни и попытках контакта с ней.
Также, будучи большим поклонником фантастики, Спилберг в «Близких контактах» не просто воздавал должное жанру, а еще и пытался разобрать его на составляющие. Его целью было сделать нетипичный фантастический фильм на классическую тему. Отсюда и элементы триллера и драмы, а также попытка показать вымышленную историю с документальной точностью.
Не случайно одна из киноманских теорий гласит, что помимо истории об НЛО (известно, что Спилберг проводил собственное исследование данной темы), «Близкие контакты» — это еще и скрытая история о кино. Как лишнее подтверждение этой безумной теории — приглашение на роль эксперта-уфолога (согласно интерпретации — эксперта по кино) французского режиссера Франсуа Трюффо. Именно Трюффо, наряду с Годаром, стоял у истоков французской «новой волны» — движения кинематографистов, вдохновившего как самого Спилберга, так и почти все его поколение.
О чем: ироничный рассказ нью-йоркского комика о своей жизни и трогательных отношениях с девушкой по имени Энни Холл.
Почему смотрели: Вуди Аллен — один из немногих настоящих авторов в большом американском кино. Начав с комедийных выступлений в небольших забегаловках, к середине 70-х годов он получил полную режиссерскую свободу на создание собственных фильмов. И если ранее он снимал обычные пародийные комедии, то в «Энни Холл» придумал свой фирменный стиль — биографические фильмы о нью-йоркских невротиках-интеллектуалах (читай — о себе) и их отношениях с женщинами.
В «Энни Холл», например, Аллен рассказывал о своей связи с Дайан Китон. Сам он, разумеется, играл главного героя, Китон — практически саму себя (Холл — и вовсе настоящая фамилия актрисы). В их любовной истории все строилось не на романтике, а исключительно на разговорах и неких общих взглядах-увлечениях. Попутно Аллен иронизировал над своими страхами, проходился по интеллектуалам, вставлял множество отсылок к любимым фильмам и режиссерам (особенно Бергману) и создавал собственный жанр, в котором затем будет работать более тридцати лет. Причем неизменным героем как «Энни Холл», так большинства последующих картин режиссера будет Нью-Йорк, город который сегодня ассоциируется с именем Вуди Аллена.
Еще пять фильмов, которые смотрели в 1977 году:
Победитель Каннского кинофестиваля: «Отец-хозяин», реж. Паоло Тавиани, Витторио Тавиани
Победитель Берлинского кинофестиваля: «Восхождение», реж. Лариса Шепитько
Лучший музыкальный фильм: «Лихорадка субботнего вечера», реж. Джон Бэдэм
Лучший арт-фильм: «Этот смутный объект желания», реж. Луис Бунюэль
Главный хит советского проката: «Служебный роман», реж. Эльдар Рязанов