На этой недели не стало выдающегося польского режиссера Анджея Жулавски, известного своими фильмами о любви и одержимости. В сегодняшней рубрике «Ретро» мы вспоминаем 1981 год, когда свет увидела его знаковая работа «Одержимая».
О чем: история супружеской пары, чьи отношения превращаются в настоящее безумие, после того как жена переспала с воплощением ада.
Почему смотрели: Жулавски — польский режиссер, который довольно быстро нашел себя во Франции. Он поставил два фильма на родине, после чего обосновался в Париже, где и снял свои лучшие работы: сначала с красавицами Роми Шнайдер и Изабель Аджани, а затем и с Софи Марсо, ставшей его последней великой музой. Болезненные отношения, любовь, вызывающая одержимость, необычный монтаж и построение истории, экспрессия, буквально бьющая ключом из каждого кадра — вот главные составляющие кинематографа Жулавски. Известность ему принес уже первый французский фильм — «Главное — любить» с Роми Шнайдер. После него была «Одержимая».
Жулавски принято называть режиссером, преображающим своих актрис. Но каждая роль у него — это испытания себя и работа до полного изнеможения. Не случайно, именно в «Одержимости» Аджани сыграла свою лучшую роль, буквально доведя себя до нервного срыва. В отсутствие мужа ее героиня изменяет ему с неким монстром, а после оказывается на грани безумия. Под стать ей и ее супруг (Сэм Нил) — не уверенный в себе ревнивец, доводящий ее и себя до белого каления. Их отношения похожи на страшную битву, где спасением может быть только смерть. Сам фильм — на барочный хоррор, где пугающее соседствуют с прекрасным. А история об одержимости дьяволом — на извращенный рассказ о конце любви, которому мог бы позавидовать сам Ларс фон Триер с его «Антихристом».

О чем: рассказ о Португалии XIX века и молодом человеке, цинике, привыкшем к роскошной жизни. Однажды он влюбляется в прекрасную Франсиску, в которую также влюблен его друг. Это событие полностью меняет его жизнь.
Почему смотрели: один из скрытых шедевров мирового кинематографа и один из главных фильмов в истории португальского кино. Его снял Мануэл де Оливейра — уникальный режиссер, чья карьера, по большому счету, началась, когда ему было за 50, а завершилась в возрасте 106 лет. Все это время он снимал свои необычные фильмы, был популярен на родине и до
О чем: к 1997 году Манхэттен превратился в большую тюрьму, мир находится в пучине Третьей мировой, а президент захвачен революционерами. Спасти его может только один человек — ветеран войны Плисскен.
Почему смотрели: к 1981 году Джон Карпентер уже имел статус короля фильмов категории Б. В конце
Еще пять фильмов, которые смотрели в 1981 году:
Обладатель «Оскара»: «Огненные колесницы», реж. Хью Хадсон
Победитель Каннского кинофестиваля: «Человек из железа», реж. Анджей Вайда
Лучший дебют: «Помнишь ли, Долли Белл?», реж. Эмир Кустурица
Самый кассовый фильм: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», реж. Стивен Спилберг
Главные хиты видеопроката: «Зловещие мертвецы», реж. Сэм Рэйми/ «Прокол», реж. Брайан Де Пальма

