На этой недели не стало выдающегося польского режиссера Анджея Жулавски, известного своими фильмами о любви и одержимости. В сегодняшней рубрике «Ретро» мы вспоминаем 1981 год, когда свет увидела его знаковая работа «Одержимая».

Одержимая

О чем: история супружеской пары, чьи отношения превращаются в настоящее безумие, после того как жена переспала с воплощением ада.

Почему смотрели: Жулавски — польский режиссер, который довольно быстро нашел себя во Франции. Он поставил два фильма на родине, после чего обосновался в Париже, где и снял свои лучшие работы: сначала с красавицами Роми Шнайдер и Изабель Аджани, а затем и с Софи Марсо, ставшей его последней великой музой. Болезненные отношения, любовь, вызывающая одержимость, необычный монтаж и построение истории, экспрессия, буквально бьющая ключом из каждого кадра — вот главные составляющие кинематографа Жулавски. Известность ему принес уже первый французский фильм — «Главное — любить» с Роми Шнайдер. После него была «Одержимая».

Жулавски принято называть режиссером, преображающим своих актрис. Но каждая роль у него — это испытания себя и работа до полного изнеможения. Не случайно, именно в «Одержимости» Аджани сыграла свою лучшую роль, буквально доведя себя до нервного срыва. В отсутствие мужа ее героиня изменяет ему с неким монстром, а после оказывается на грани безумия. Под стать ей и ее супруг (Сэм Нил) — не уверенный в себе ревнивец, доводящий ее и себя до белого каления. Их отношения похожи на страшную битву, где спасением может быть только смерть. Сам фильм — на барочный хоррор, где пугающее соседствуют с прекрасным. А история об одержимости дьяволом — на извращенный рассказ о конце любви, которому мог бы позавидовать сам Ларс фон Триер с его «Антихристом».

Франсиска

О чем: рассказ о Португалии XIX века и молодом человеке, цинике, привыкшем к роскошной жизни. Однажды он влюбляется в прекрасную Франсиску, в которую также влюблен его друг. Это событие полностью меняет его жизнь.

Почему смотрели: один из скрытых шедевров мирового кинематографа и один из главных фильмов в истории португальского кино. Его снял Мануэл де Оливейра — уникальный режиссер, чья карьера, по большому счету, началась, когда ему было за 50, а завершилась в возрасте 106 лет. Все это время он снимал свои необычные фильмы, был популярен на родине и до 2000-х почти не известен за ее пределами. Будучи в молодости знатным денди, любителем литературы и театра, Оливейра перенес это и в свои фильмы. Как и большинство его работ, «Франсиска» — экранизация португальской классики, в данном случае романа Аугустины Бесса-Луиша. Но в главном герое здесь легко можно узнать и самого режиссера в молодости: он хорош собой, имеет статус в обществе и является большим ценителем искусства. Его друг — реальный персонаж и известный писатель Камилу Каштелу Бранку, книги которого сам Оливейра не раз экранизировал. Их соперничество за девушку по имени Франсиска полно старомодной трогательности и лоска. Их диалоги напоминают приглушенную театральную речь. В каждом кадре чувствуется красота живописи и ностальгия. А вся история похожа на грустную притчу о ревности и невинности. Ведь только потеряв свою возлюбленную, герой понимает всю свою любовь к ней. Но бремя этой любви оказывается для него уже непосильным грузом. «Франсиску» можно сравнить с «Барри Линдоном» Кубрика. Вот только если у Кубрика — была все же история человека, который всю жизнь любил только себя, то у Оливейры — это, скорее, грустный рассказ об уходящем — эпохе невинности, дружбе и искренней любви.

Побег из Нью-Йорка

О чем: к 1997 году Манхэттен превратился в большую тюрьму, мир находится в пучине Третьей мировой, а президент захвачен революционерами. Спасти его может только один человек — ветеран войны Плисскен.

Почему смотрели: к 1981 году Джон Карпентер уже имел статус короля фильмов категории Б. В конце 70-х его картина «Нападение на 13-й участок» считался маленьким культом, а «Хэллоуин» — хоррором, повлиявшем на все последующие поколения. В «Побеге из Нью-Йорка» Карпентер получил более весомый бюджет в $6 млн, что в целом не так уж много, и молодого Курта Рассела, который станет завсегдатаем его картин. Но главное, что получил режиссер — возможность воплотить в жизнь все свои идеи. Так в фильме появилось множество разножанровых элементов и скрытых мотивов. Так, мир, погруженный в хаос, позволил Карпентеру не только создать неповторимую атмосферу с отсылками к панк-культуре, но и вставить политическую и социальную критику, чем он также всегда был славен. Много людей здесь рискуют жизнью ради никчемного человека, остров как тюрьма становится отличной метафорой, а герой Рассела и вовсе оказывается человеком нового времени, чье геройство, прежде всего, основано на желании выжить. Плюс, все это подано с небывалым драйвом, который, кажется, был возможен только в прекрасную эпоху 80-х с ее одновременным желанием жить по полной и предчувствием грядущей катастрофы.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1981 году:

Обладатель «Оскара»: «Огненные колесницы», реж. Хью Хадсон

Победитель Каннского кинофестиваля: «Человек из железа», реж. Анджей Вайда

Лучший дебют: «Помнишь ли, Долли Белл?», реж. Эмир Кустурица

Самый кассовый фильм: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», реж. Стивен Спилберг

Главные хиты видеопроката: «Зловещие мертвецы», реж. Сэм Рэйми/ «Прокол», реж. Брайан Де Пальма