8 марта мы решили вспомнить 1939 год, а все потому, что именно тогда на экраны вышла одна из лучших мелодрам в истории кино — «Унесенные ветром» — фильм, который женская аудитория может пересматривать бесконечное количество раз, а мужская — просто смириться и терпеть. В истории же 1939 год запомнился не столь радостными событиями — нападением Германии на Польшу, СССР на Финляндию и фактическим началом Второй мировой. И в то время как европейский кинематограф замер в ожидании войны, американский переживал один из самых успешных периодов в своей истории.

Унесенные ветром

О чем: экранизация одноименного романа Маргарет Митчелл о любви молодой южанки Скарлетт О`Хары и местного красавца Ретта Батлера на фоне Гражданской войны в США.

Почему смотрели: еще задолго до «Унесенных ветром» в Голливуде знали, что секрет идеального зрительского фильма в масштабности и красивой истории любви. Но каждый раз, снимая эпические картины, режиссеры словно выбирали между этими двумя крайностями. В романе Маргарет Митчелл они совмещались в одну большую историю, где задачей авторов фильма было грамотно перенести всё на экран. В результате «Унесенные ветром» стали как важным фильмом о Гражданской войне в США, пусть и в умышленно упрощенном изложении, так и красивой историей любви двух людей, которые просто не могут не быть вместе.

Фильм получил восемь «Оскаров» и стал одной из самых успешных картин в истории кино. И это несмотря на то, что его съемки сопровождались множеством скандалов. Здесь вам и непростые отношения между Вивьен Ли и Кларком Гейблом, и история со сменой четырех (!) режиссеров. Изначально снимать всё должен был Джордж Кьюкор, сделавший себе имя картинами о непростых женских судьбах. Однако после запуска фильма Кларк Гейбл, испугавшись, что его герою уделят слишком мало внимания, потребовал уволить Кьюкора. Продюсеры пошли на уступки звезде, и над фильмом успели поработать Уильям Кэмерон Мензиес, Сэм Вуд и даже продюсер Дэвид Селзник. В конце концов у руля проекта стал Виктор Флеминг — специалист по семейным историям, снявший в том же 1939 году еще одну культовую американскую ленту — «Волшебник страны Оз».

Дилижанс

О чем: шесть совершенно непохожих друг на друга людей, отправляются в путешествие по Америке. Среди них шулер, пьяница, проститутка, банкир, торговец виски и бремененная женщина. В пути их ожидает нападение индейцев и постоянные споры между собой.

Почему смотрели: «Дилижанс» стал первым звуковым вестерном для режиссера Джона Форда и первым вестерном, снятым в США, начиная с 1926 года. Но что важнее, «Дилижанс» фактически открыл всему миру данный жанр. Конечно, ленты о ковбоях и индейцах в США делали и во времена немого кино, но тогда это были скорее незначительные истории, не претендующие на что-то большее. Форд же превратил вестерн в целое искусство и образ жизни, со своими правилами и законами. За обязательным экшеном у Форда всегда скрывалась драма главных героев и извечное противостояние человека и природы. В том же «Дилижансе» сцена погони до сих пор считается одной из величайших в истории кино. Но не менее интересным выглядит и психологическое противостояние персонажей. Плюс любовь Форда к живописи, благодаря которой многие кадры напоминают ожившие картины. Не случайно, в числе своих любимых фильмов «Дилижанс» называют многие именитые режиссеры, а Орсон Уэллс всегда любил повторять, что именно после этого вестерна окончательно влюбился в кино.

Ниночка

О чем: в Париж приезжают представители СССР, чтобы продать драгоценности, захваченные советской властью. Но вместо того, чтобы выполнить порученное им дело, всячески затягивают его, дабы подольше пожить богемной жизнью. Когда дело кажется проваленным, им на помощь посылают идейную революционерку Ниночку, которую в Париже решает соблазнить местный ловелас.

Почему смотрели: Эрнст Любич всегда считался одним из лучших авторов комедий в Голливуде. Немец, перебравшийся в США в 1922 году, Любич как никто другой умел снимать едкую сатиру, оставаясь при этом большим гуманистом. После неудачного старта в Новом свете, он долгое время снимал салонные комедии, но во второй половине 30-х создал целую серию фильмов, ставшими классикой еще при жизни режиссера.

Успех «Ниночки» во многом объяснялся игрой Любича на американских стереотипах о Советском Союзе, а также актерским талантом великой Греты Гарбо. Фильм был номинирован на четыре «Оскара», так и не получив, правда, не одной награды. И поначалу картину довольно прохладно приняла критика. Но важнее другое: «Ниночку» сразу же полюбили зрители, и она стала не просто веселой комедией, а одним из первых образцов грамотной политической сатиры. Ведь высмеивая стереотипы конца 30-х годов, Любич умудрился создать универсальную историю о советской ментальности, где трое послов, продающих награбленные сокровища родины, ничем не отличаются от многих политиков недавнего прошлого или настоящего.