28 ноября 2019 года в зале Музея театра, музыки и киноискусства Украины (где размещена специальная выставка «Живые струны Украины») прошел 3-й допремьерный закрытый показ документального фильма «Рыцарь аристократизма духа». В фильме рассказывается о выдающемся театральном деятеле Алексее Павловиче Кужельном, который в 1975 году начал свою трудовую деятельность в дорожной науке в Государственном дорожном научно-исследовательском Институте (тогда ГосдорНИИ), но в конце 70-х годов изменил свой путь и с 1983 года, став дипломированным режиссером, посвятил этому делу и театру большую часть своей жизни.
Это рассказ о его творческих работах в разных театрах Украины, о спектаклях, поставленных Алексеем Павловичем в ангажементном театре «Сузір’я» и за его пределами. Среди них – знаковые: «Сад божественных песен» В. Шевчука (по Г. Сковороде), «Венгерская Медея» А. Гьенца, «Аудиенция» В. Гавела, «Излучение отцовства» К. Войтилы, «Ниоткуда с любовью» по И. Бродскому, А. Галичу, А. Вертинскому, «Прекрасный зверь в сердце» М. Винграновского и т. д. Это рассказ о блестящих театральных фестивалях, многочисленных концертах и праздничных шоу и мероприятиях, театрализованных представлениях и т. д. на различных сценах, посвященных выдающимся событиям в жизни Украины и ее столицы, а также о его взаимосвязях со многими режиссерами и выдающимися актерами, а также с творческой молодежью.
На просмотре фильма были ответственные работники Музея и приглашенные уважаемые люди, среди которых был и Патриарх Филарет.
Работники музея и приглашенные во время просмотра фильма
Перед показом фильма с коротким словом выступил режиссер фильма Александр Панков-Мороховец. Фильм длился 90 минут, зрители смотрели его с интересом, а иногда даже с увлечением, так как в фильме использовано много интересных и уникальных видео и фотоматериалов. Уважаемое общество восприняло фильм позитивно, звучали громкие аплодисменты. Патриарх Филарет, в частности, по поводу фильма сказал: «Всё нормально».
После показа фильма режиссер также сказал несколько слов, в частности, о своём намерении после полного завершения первой части фильма взяться за его вторую часть, на что Патриарх Филарет твердо сказал: «Надо делать».
После просмотра фильма: прощание Патриарха Филарета с режиссером
Автору этих строк посчастливилось после показа фильма взять интервью у некоторых участников просмотра.
Театровед Юлия Леонидовна Самборская:
«Фиксация истории современного украинского театра и раскрытие роли и индивидуального вклада отдельной личности является необходимым и очень важным делом в формировании целостного исторического театрального наследия. «Рыцарь аристократизма духа» − это, определенным образом, подвижнический проект, который, объединив единомышленников, знакомит зрителей со становлением личности одного из ведущих театральных деятелей Украины. Благодаря четкой структуризации творческой деятельности Алексея Павловича раскрывается его многогранность. Я предполагала, что такого богатого опыта участия, а тем более организации разного уровня театральных фестивалей не имеет ни один театральный режиссер в Украине. После просмотра этого фильма имею твердое убеждение в этой мысли.
Мне повезло учиться у Алексея Павловича. Он чрезвычайно интересный педагог в оригинальности изложения и индивидуальном подходе к студентам. И тут стоит отметить и важность просмотра фильма с учебной целью, ведь многие спектакли Алексея Павловича (в том числе и знаковые, как например, «Сад божественных песен» с гениальным Богданом Ступкой) уже вошли в «архивный» фонд театра.
«Рыцарь аристократизма духа», несомненно, дает понимание того, насколько вдохновенно, высокопрофессионально, самоотверженно и с любовью Алексей Павлович воплощает собственное изысканное и по-настоящему аристократичное театральное мировоззрение в своем деле. И это вызывает искреннее восхищение! Поэтому, после просмотра фильма, хочется выразить свою благодарность всем, кто работал над его созданием».
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Киевского института бизнеса и технологий Лариса Петровна Поддубная:
«Просмотр документальной ленты, посвященной творчеству ведущего театрального режиссера Украины Алексея Павловича Кужельного, произвел сильное эмоциональное впечатление и навел на мысли, которые хотелось бы выразить и поделиться ими с окружающими.
Прежде всего, следует поблагодарить режиссера фильма за такое мощное научное исследование творческого пути и достижений необычного человека, коим является герой фильма. Это и понятно, ведь в работе автора фильма ощущаются заложенные в него научной школой Совета по изучению производительных сил Украины Академии наук Украины принципы научного исследования: полнота, детальность, глубина, правдивость и увлеченность материалом, над которым работает автор. Сравнивая первоначальный вариант фильма с конечным, хочу отметить, что сделано очень много, и главное − произошло существенное осмысление режиссером незаурядной личности героя, что позволило расставить акценты и представить практически все грани творчества Художника, выявить его роль в формировании нового театра, который отражает требования современного человека и позволяет ему адаптироваться к стремительным изменениям в современном восприятии мира, в усилении духовных поисков и стремлений.
Безусловно, настоящая лента должна стать важным документом, с которым следует ознакомить широкие круги общественности. Кроме того, она была бы полезна и для студентов ведущих высших учебных заведений Украины, которые готовятся стать деятелями кино и театра.
И, подытоживая сказанное, хотелось бы пожелать Александру Панкову-Мороховцу продолжения работы над документальными фильмами о ведущих деятелях культуры и науки Украины с целью ознакомления населения страны с настоящими современными героями, которые формируют культуру страны, составляют ее национальное богатство, влияют на мировоззрение жителей страны и объединяют их для участия в строительстве единого и независимого государства».
Режиссер трансляции компании «Maincast» − компании-производителя киберспортивного контента (в прошлом семь лет выпускающий редактор на телеканале 1+1) – Виктор Александрович Доломанский:
«Я как выпускник Первой национальной школы телевидения являюсь свидетелем зарождения самой идеи этого документального фильма.
Остался под глубоким впечатлением от просмотра кинофильма о жизни Алексея Павловича Кужельного, действительно выдающейся личности не только в театральной сфере. Впечатлил объем материала из жизни героя, представленного в мельчайших деталях и подробностях: от истоков до сегодняшних дней. Отдельная благодарность создателю – режиссеру и сценаристу Александру Панкову-Мороховцу. Это стало его первым детищем с серьёзной заявкой на успех.
Отлично подобранный кадр и музыкальное сопровождение придали фильму особый шарм. Ждем с нетерпением вторую часть фильма».
Это короткое интервью воскресило в памяти слова, сказанные режиссером Оксаной Георгиевной Павловой (воспитанницей Виктора Борисовича Кисина, в прошлом режиссером и ведущей ежедневной программы «В мастерской художника» на ГТРК «Культура») в рамках кулуарного обсуждения после просмотра данного фильма в театре «Сузір’я» еще 27 июля 2019: «…хочу отметить, в частности, достаточно мастерскую работу режиссера Александра Панкова-Мороховца, он сумел найти и отобразить в киноматериалах целый ряд интересных открытий как из жизни Кужельного А. П., так и из истории того времени, в котором он жил и живет. Творчество Алексея Павловича очень воодушевляет. Хочу отметить, что герой фильма имеет свой особенный легкий подход к жизни. Он является достаточно интересным сценографом, а главный секрет его успеха – это любовь к людям. Посмотрев фильм, я поняла: невозможное − возможно!»
Президент международной корпорации «Гранд», кандидат экономических наук Владимир Михайлович Спиваковский:
«Фильм режиссера Александра Панкова-Мороховца – достаточно емкий, целостный. Он является своего рода летописью нашего времени, в таких фильмах, как этот, отображается целая эпоха, ее фрагмент. А герой фильма – Алексей Павлович Кужельный − выдающаяся многогранная личность, жизнь которого очень насыщена, незаурядна, у него есть, чему поучиться. Он – герой нашего времени. Имея несколько высших образований, в данном случае техническое и гуманитарное, художественное, Алексей Павлович Кужельный сумел задействовать и использовать оба полушария своего мозга: левое, научное, математическое, логическое, структурированное, и правое, фантазийное, творческое, неограниченное, иррациональное. Вообще, люди, которые умеют таким образом перерабатывать информацию – гении! И это относится не только к герою фильма, а и к режиссеру. Это ж надо было найти персонаж, исследовать его жизненный путь, собрать разные обычные и уникальные фото и видеоматериалы, скомпоновать и отобразить их в фильме, показать все знаковые переплетения и достижения в действии. Огромная кропотливая и профессиональная работа! И человек, который сумел первым осмыслить, обработать весь этот материал, отобразить в документальной ленте-летописи – тоже герой нашего времени».
На мой вопрос: «Правильно ли выбрана локация, место проведения показа фильма, который находится на последней стадии создания?» − Владимир Михайлович Спиваковский ответил:
«Музей театра, музыки и киноискусства Украины – незаурядное знаковое место, потому что расположено на территории Киево-Печерской Лавры, отсюда тысячелетие тому назад и пошли наши первые летописи. Можно было бы показать фильм и в других местах, но это было бы уже не то. Когда совпадают крупные события и знаковые места, то эти события становятся брендом! Никогда бы в жизни его Святость Филарет Патриарх Киевский и всея Руси-Украины не пришел бы на второстепенный фильм! Я вижу этот фильм как передачу эстафеты истории поколений, который отображает нашу эпоху».
Автор: Валентина ГУРНЯК.
Щира та доброзичлива стрічка про життєвий та творчій шлях видатного театрального діяча нового часу. Приклад Олексія Кужельного допомагає зберегти надію та оптимізм у тяжкі часи. Звичайно, успіх здобувається там, де поєднуються талант, творча наснага та характер, вміння згуртувати однодумців, організаторські здібності. На жаль, мені не пощастило відвідати вистави театра «Сузірʼя», проте з численних захопливих відгуків, розумію, що це унікальний творчий колектив із власним баченням у виборі репертуару, акторського составу та, якщо можна так сказати, власним поглядом на розвиток театрального мистецтва, що органічно поєднує традиції та модернізм. Доречі, за кілька днів Олексій Кужельний відзначатиме день народження. Успіхів театру, здоровʼя та творчого довголіття Олексію.
Треба відзначити й високий професійний рівень фільму та режисера-постановника Олександра Панкова-Мороховця. Олександр також з цієї когорти творчих особистостей, що ідуть власним шляхом саморозвитку, не зраджуючи мрії. Немає сумнівів, що він ще має багато що сказати цьому світові, розповісти про талановитих особистостей, що живуть у наші часи поряд з нами та складають справжню славу та честь України.
Давно с интересом наблюдаю за деятельностью мастерской театрального искусства «Сузір'я», это был первый театр в Киеве, который стал в начале 90-х глотком свежего театрального воздуха, в таком привычном для нас тогда репертуаре театра русской драмы. И в этом главная заслуга народного артиста Украины Алексея Кужельного, который, как метко заметил режиссер документального фильма Александр Панков-Мороховец, рыцарь аристократизма духа. Поэтому выбор Кужельного героем документального фильма «Рыцарь аристократизма духа» является, на мой взгляд, очень заслуженым и актуальным. Жаль, я не видела на вашем сайте анонса показа этого фильма, но думаю, что молодежь (не только студенты Карпенко-Карого) должна смотреть такие ленты как наглядный пример целеустремленности и преданности любимому делу. Будем ждать показа этой ленты по тв или в Доме кино, а также желаю автору документального фильма Александру Панкову - Мороховцу сил, а учитывая, что благословение его Святости Филарета Патриарха Киевского и всея Руси-Украины он получил, то верю в успех и второй части картины.