По каким-то причинам хоррор — далеко на самый распространенный жанр в сериальной индустрии. Допустим, вы сможете без запинки перечислить пять понравившихся вам фильмов ужасов, а когда задумаетесь о «жутких сериалах», возникнет заминка. oKino.ua спешит на помощь и рекомендует пятерку сериалов, которым лучше других удавалось напугать своего зрителя.

Байки из склепа

Незабываемая заставка, в которой появляется веселый скелет — хранитель склепа; от его имени повествование и ведется. Убийственный черный юмор. Непредсказуемый сюжет. «Байки из склепа» уникальны тем, что они не сакрализируют смерть, как это обычно принято. Здесь над смертью издеваются, упиваются ею, преподносят совсем с других сторон, нежели мы привыкли видеть. Списку известных актеров и режиссеров (от Роберта Земекиса до Брэда Питта), поучаствовавших в шоу, можно посвятить отдельную статью. Открывались «Байки из склепа» невероятно мощно: серией про своеобразного «ангела смерти», палача, который всю жизнь занимался казнью заключенных на электрическом стуле. Затем в один момент закон о смертной казни упразднили, и он остался без работы, но решил вершить правосудие собственноручно. И концовка здесь, конечно, очевидна, но все равно — оторваться невозможно. На последних сезонах сериал заметно сдал, но это не помешало ему превратиться в реликвию, штучный продукт, аналогов которому просто не существует.

Мастера ужасов

Достаточно кровавая и культовая телевизионная антология, сделанная исключительно руками мастеров жанра — от любителя всяческих отклонений и покровителя «джалло» Дарио Ардженто до скрупулезного Джона Карпентера. Ужас здесь построен практически архитектурно и действует на зрителя совершенно отлично от всяческих хоррор-фильмов, берущих на испуг каким-нибудь неожиданным кадром. Страх, безумие, пороки, ад на земле — сериал берет своей основательной атмосферой. И если позволить себе сравнение, то «Мастера ужасов» тяготеют куда-то в сторону Говарда Лавкрафта, утверждавшего, что самый сильный человеческий страх — страх неведомого. И какие-нибудь визуальные «спецэффекты» (вроде сдирания шкур с животных или сцен с иглами под ногтями) являются здесь не самоцелью, а лишь подчеркивают основные идеи шоу.

Ночная галерея

Олдскульный сериал от Рода Серлинга, автора великой «Сумеречной зоны». «Зона» в наш список тоже вполне могла попасть, но было бы справедливо отметить, что львиная доля ее сюжетов все же основана на научной фантастике, тогда как «Ночная галерея» больше сконцентрирована именно на темных, мрачных фантазиях и сверхъестественном. Сериал состоит из трех новелл, расширенных до размера полноценных телесезонов. Род Серлинг эти новеллы представляет: историю о слепой женщине, которая получила зрение на один день; историю о таинственной картине; историю о нацистском преступнике. И да, сцену, в которой уховертка путешествет сквозь мозг одного из героев, вы после просмотра вряд ли когда-нибудь забудете.

Баффи - истребительница вампиров

Вы знаете, что было страшнее древних вампиров, невидимых девочек, Молоха Осквернителя, мародерства оборотней, диких ведьм, военных гибридных существ, вернувшихся из ада богов, высасывателей душ и прочей прелестной публики, которой кишел сериал? Создатели «Баффи» знали. Это старшие классы. Колледж. Секс. Отношения. Смерть близких. «Взрослые обязанности». Взросление. С каким-нибудь апокалиптическим порождением зла в принципе справиться не так уж и сложно: уничтожить его, да и дело с концом. А вот строить с кем-то отношения — в разы страшнее: тебя могут отвергнуть, обмануть, растоптать, предать, высмеять — что угодно. Привязываться страшно. В этом плане авторы сериала, сделавшего наше детство и юность ярче, заслуживают аплодисментов — такой стороной предмет «ужаса» еще никто не поворачивал.

Королевство

Отчасти черная комедия (в духе «Чертовой службы в госпитале Мэш»), отчасти — классическая «ghost story», в которой грехи прошлого возвращаются в настоящее, что напугать ныне живущих. Изначально Ларс фон Триер, которому тогда не хватало денег на его артхаусное и тогда еще не возведенное в культ кино, собирался с помощью этого сериала подхалтурить, но в итоге увлекся проектом с головы до пят и сделал шедевр. Этот шедевр еще иногда называют «европейским «Твин Пиксом», но вы этому не особенно верьте — как и ушлому Триеру, появляющемуся после титров «Королевства» с безумными трактовками происходящего в кадре.