Ганнибал: Холодные закуски и Жаркое

oKino.ua продолжает рассказывать о самом заметном телетриллере сезона — новой версии известной психопатологической истории про доктора Ганнибала Лектера. В нашем обзоре двух последних серий «Ганнибала»: состояние Уилла Грэма ухудшается, Лектер обретает полный контроль над ситуацией, и герои все больше погружаются во тьму безумия.

«Ганнибал» — лучший телевизионный триллер на данный момент не просто так. И дело здесь не в фактурном Мадсе Миккельсене и легендарном первоисточнике. Главная причина — в первоклассной психопатологии. Плюс само действие происходит нарочито медленно и тем самым больше погружает в себя, как в некую отдельную реальность. Тот же «Мотель Бейтсов» смотрелся все же вскользь: граница экрана была ощутима, а к персонажам «Ганнибала» испытываешь настоящую эмпатию.

Ганнибал: Холодные закуски и Жаркое

Кстати, об эмпатии. Только к десятой серии стали ясны настоящие причины особенностей Уилла Грэма — профайлера ФБР, который ощущает дух и мотивы преступников. Дело в том, что к концу сезона спецагент совсем сдает, ему все хуже и хуже: галлюцинации прогрессируют, он перестает нормально ориентироваться в окружающем пространстве. А главное, все сильнее срастается в духовном плане с убийцами и даже начинает подозревать убийцу в себе. И причина этих состояний Уилла на самом деле сугубо медицинская. Конечно же, о настоящем диагнозе Грэма знает Ганнибал Лектер, но ведь в лице профайлера он нашел чуть ли не проводника душ и свою идеальную аудиторию. Поэтому он скрывает от Уилла его настоящий диагноз. Однако наблюдать за этим разрушением психики — чуть ли не самое интересное, что есть в сериале. Подобный распад личности лучше всего удавалось изобразить разве что Филипу К. Дику в романе «Помутнение», который в свое время экранизировал Ричард Линклейтер.

Ганнибал: Холодные закуски и Жаркое

В одиннадцатой серии состояние Уилла уже совсем плачевное: у него пугающая лихорадка. Однако хладнокровный Лектер продолжает удерживать лечение и профессиональную помощь. Здесь можно вспомнить героев Дэвида Кроненберга или персонажей писателя Джеймса Балларда, переступивших черту возможного и вылетевших за пределы реального мира, откуда возврата уже нет. Ганнибалу Лектеру самое место среди них. Доктор беседует со своим личным психоаналитиком (Беделия дю Морье) и раскрывает тайну: оказывается, в безумии Уилла он видит идеальное отображение себя. А собственно, безумие для доктора — средство избавления от экзистенциального кризиса. Так он загнал в эту ловушку Грэма. Лектер желает еще больше сблизиться со своим, как ему кажется, «собратом» по духу и сделать так, чтобы Уилл тоже прочувствовал вкус убийства.

Заметки на полях:

Две последние серии «Ганнибала» — кромешный ад, самое мрачное зрелище, пожалуй, за весь телесезон. Смотреть нужно осторожно, иначе мир сериала, населенный маньяками, изуверами и прочими людьми, стремительно сходящими с ума, так просто не отпустит.

Отношения Уилла Грэма и Лектера — главная линия сериала — все же остаются не до конца проясненными. Если Ганнибал настолько дорожит Уиллом, почему он все же так сильно рискует здоровьем своего «друга»?

Для того чтобы лучше понять иррациональность мира «Ганнибала» и мотивы действий персонажей, придется отбросить сам факт убийств недели и очередные «инсталляции из трупов» и нарисовать логическую схему: кто с кем связан, кто на кого похож, кто кому симпатизирует.

Забавно, что в сериале все яснее прочитывается идея о том, что психология — бич человечества, который наносит людям лишь вред. Некоторые поклонники сериала обсуждают мысль о том, что, возможно, кто-то из создателей «Ганнибала» является приверженцем сайентологии (не Брайан Фуллер ли?).