Чем глубже вовлекаешься в культуру потребления сериалов, тем больше специализированных слов возникает: арка, процедурал, шоураннер и т. д. Чтобы оперативно разобраться во всем этом, oKino.ua публикует мини-словарь, в котором разъясняется основа основ — терминология, связанная с миром сериалов.

#

Арка. Сюжетная арка — это несколько эпизодов сериала, объединенных общей сквозной темой, не касающейся основной идеи шоу. Скажем, «Доктор Хаус» построен как вертикальный сериал, но в нем есть определенные «арки»: например, конфликт Грегори Хауса с председателем больничного совета или же сюжетная линия «доктор Хаус и наркотики».

#

Вертикальный / горизонтальный сериал. Вертикальный сериал в каждой серии рассказывает зачастую независимые друг от друга истории, поэтому его в принципе можно смотреть в любой последовательности (ситкомы в духе «2.5 человека»). В горизонтальном сериале история развивается последовательно, на протяжении всего повествования: эпизоды связаны друг с другом («Во все тяжкие»).

Во все тяжкие

#

«Демо-рейтинг» («демо»). Цифры, от которых зависит будущее вашего любимого сериала. Это количество зрителей из ключевой аудитории «от 18 до 49», посмотревших тот или иной эпизод. Этот рейтинг является ключевым для любого коммерческого канала, поскольку свидетельствует о коммерческом потенциале сериала, между показом которого крутятся рекламные ролики. Чем выше «демо», тем больше шансов, что ваш сериал протянет подольше в эфире — и наоборот.

#

Драмеди. Драматический сериал, в котором немаловажную роль играют комедийные элементы. Современный мир — сложная штука. Уже довольно глупо строить историю из одного только закадрового смеха и гэгов или наоборот — слезовыжимательных историй. Лучшая драмеди последних лет — сериал «Девочки».

Девочки

#

Клиффхенгер. Специальный прием, используемый в конце серии, когда случается какое-нибудь неожиданное событие или раскрывается шокирующий факт, но на этом эпизод обрывается, не предоставляя зрителю логического объяснения. Это вынуждает его посмотреть как минимум следующую серию, чтобы узнать, «что же там произошло».

#

Многокамерный / однокамерный ситком. Многокамерная комедия снимается перед живой аудиторией в специальных съемочных павильонах — и получается что-то в духе сериала «Друзья», то есть, это классическая ситкомовская практика. Однокамерные ситкомы снимаются как обычные фильмы, и в них концентрация юмора или же экспериментов увеличивается, ведь не нужно рассчитывать на реакцию публики, сидящей на съемках. Однокамерные комедии более «интеллектуальны», но народной любовью стабильно пользуются многокамерные ситкомы.

#

Пилот. Принято считать, что это самый первый эпизод в сезоне. Но точнее будет так: пилот — это серия, которую снимают действительно первой, но часто — задолго до выхода сериала в эфир. Пилот отсматривает руководство телеканала и затем принимает решение: заказать полноценный сезон и выпустить сериал в эфир или же заморозить проект.

#

Процедурал. Как правило, детективный (но необязательно) сериал, организованный по принципу «case of the week». То есть главные герои процедурала — пара детективов или целый отдел — в каждом эпизоде расследуют и раскрывают какое-то одно преступление. И здесь снова соблюдается «вертикальный» формат: эпизоды не связаны друг с другом. Хороший пример процедурала: «CSI. Место преступления».

CSI. Место преступления

#

Рекап. Подробный разбор свежей серии, в которой автор рекапа подводит итоги увиденного, обращает внимание на какие-то неочевидные детали, вообще теоретизирует по поводу сериала и в целом — приглашает к диалогу тех, кто этот эпизод уже посмотрел. Культура рекапов у нас развита слабо: многие отечественные зрители по привычке путают их со спойлерами, но на западе это довольно распространенная практика. Там рекапят все, что угодно, даже шоу для домохозяек.

#

Спин-офф. Отдельный сериал, который посвящен второстепенным героям основного шоу. Классические примеры: «Джоуи», выросший из «Друзей», и «Ангел», ставший продолжением «Баффи — победительницы вампиров».

#

Спойлер. — См. тут.

#

Филлер. Проходная серия-затычка, которая используется в сериалах по разным причинам. Чтобы снять напряжение после какой-нибудь эпической серии: пока вы перевариваете тот факт, что вашего любимого героя прикончили, новый эпизод проходит спокойно и без шокирующих сцен. Есть и человеческий фактор: сценаристы банально не успели придумать хороший эпизод, поэтому выпускают «филлер», чтобы выиграть время. Бывает и такое, что них накапливается слишком много материала, который жалко выбрасывать: филлер помогает раскрыть какие-нибудь мелкие, но красочные детали сюжета. Пример нетипичного филлера — эпизод с мухой в сериале «Во все тяжкие».

Ходячие мертвецы

#

Хиатус. В музыкальном бизнесе «хиатус» обычно значит, что группа взяла отпуск на неопределенное время и неизвестно, вернется ли на сцену. В сериальной индустрии хиатус — довольно распространенное и не такое страшное явление. Это перерыв в трансляции сезона, который делают в нерейтинговые месяцы. К примеру, «Ходячие мертвецы», которые стартуют, как правило, в октябре, уходят на двухмесячный хиатус (декабрь—январь) и возвращаются в феврале.

#

«Четвертая стена». Старинный театральный эффект, воображаемая «стена» между зрителями и актерами на сцене. Соответственно, разрушение этой стены — это когда герой сериала напрямую обращается к своему зрителю. Скажем, когда в «Карточном домике» Фрэнк Андервуд доверительно рассказывает на камеру об истинных намерениях своих поступков, это ломает «четвертую стену».

#

Шоураннер. В «большом кино» главная фигура фильма — это режиссер, который отвечает за все. В сериалах главный — автор идеи, шоураннер. Он оббивает пороги телеканалов, предлагая им свой сериал. Отвечает за сценарий: может писать его в одиночку или набрать сценарную команду, которая будет сочинять под его руководством. Одним словом, конечный результат — то, каким мы видим сериал в эфире — целиком и полностью заслуга шоураннера.