Стоит ли смотреть: «Пассажиры» («Пробуждение»)

Юлия Кузнецова. 30 декабря, 2016 3 17

«Титаник» в космосе, который очень хочет казаться научно-фантастическим триллером.

Будущее, километровый корабль неправильной формы перевозит 5000 пассажиров с перенаселенной Земли на новую планету-колонию. Все люди погружены в гиперсон на 120 лет (столько занимает путешествие) и должны проснуться за четыре месяца до прибытия, проведя остаток дороги в вечеринках и удовольствиях. Но одна из капсул гиперсна ломается, и работяга-пассажир второго класса по имени Джим (Крис Пратт) просыпается на 90 лет раньше. Со временем при спорных обстоятельствах, о которых лучше умолчать, у него появится компания — пассажир класса люкс, писательница Аврора (Дженнифер Лоуренс). Тем временем безукоризненно работающая система жизнеобеспечения на корабле начинает давать сбои.

Не зря в описании сюжета выше использованы связки «со временем», «тем временем»: многие события в фильме «Пассажиры» («Пробуждение») не имеют причинно-следственных связей. Новые усложнения для героев появляются сами по себе и так же бесследно исчезают (например, сцена с отключением гравитации в бассейне, которая была выложена в качестве промо еще до премьеры), внезапный персонаж Лоренса Фишберна будто вписан только для расового разнообразия актерского состава. Но самое бессмысленное, хоть и эффектное камео у Энди Гарсиа — не пропустите его в самом финале. Искусственность действия объясняется тем, что «Пассажирами» («Пробуждением») хотели угодить «и нашим, и вашим» — сделать мелодраму с налетом притчевости и одновременно sci-fi триллер. Бюджет ведь 110 миллионов как-никак. Но если космическая мыльная опера в целом удалась, то вот соответствие второму жанру — с натяжкой. Сразу необходимо из понятия sci-fi вычесть первую, научную составляющую и уяснить, что показываемое на экране — милая романтическая сказка в дорогих футуристических декорациях. Иначе даже с плохими познаниями школьной физики возникают вопросы к происходящему на экране.

Но и без науки можно придраться к логике сюжета. Так, пробудившиеся герои поглощают запасы еды, которые, вероятно, должны быть рассчитаны на четыре месяца на 5000 человек, и, судя по всему, у «Пассажиров» («Пробуждения») вполне может быть сиквел в жанре survival horror. Вообще, за два часа хронометража в фильме было много возможностей повернуть сюжет в сторону чего-то небанального — например, сделать историю Синей Бороды в космосе, или ремейк «Сияния». Агрессия кажется вполне логичной реакцией для людей, оставшихся наедине в не естественных для человека условиях. Известно же, что есть допустимый срок пребывания космонавтов вне Земли, на протяжении которого они могут уживаться без конфликтов и депрессивных состояний. Но, повторимся, «Пассажиры» («Пробуждение») — это сказка о любви, в которой имеют значение только чувства и жизни двоих главных героев (прости, Лоренс Фишберн). Вернее, даже чувства одного лишь Джима, так как образ его подруги объективирован и условен.

Чувства. Даже они обрисованы в «Пассажирах» («Пробуждении») безжизненно и шаблонно. Учитывая обстоятельства и период разворачивания событий, поведение Джима и Авроры не убедительно, а все высокие технологии в фильме лишь обслуживают банальные длительные ухаживания. Между актерами не чувствуется пресловутой «химии», и Лоуренс явно неловко в тесных рамках образа чужого объекта вожделения, чей выбор действий ограничен. Крис Пратт, наоборот, играет очень хорошо и отчаянного влюбленного, и человека, мучимого страхом разоблачения и угрызениями совести. Старания актера обоснованны: в отличие от Лоуренс, ему еще предстоит доказать свое умение не только развлекать на экране, но и выдавливать драму. Ладно с актерами, но возникает еще один вопрос к тому, как прописаны герои. Вдумайтесь, пассажиры корабля покидают Землю навсегда, без шанса когда-либо увидеть своих близких, друзей и все, что связывало их с прошлой жизнью, они проснутся спустя 120 лет, и даже не смогут узнать, что изменилось в их родном мире за это время (в сюжете упоминается медленная связь между кораблем и Землей). Чтобы решиться на такой шаг — а все пассажиры летят добровольно, сам коммерческий полет обустроен как какой-то космический круиз, а не просто транспорт — нужны очень веские основания. Человека ничего не должно удерживать, либо же у него в «земной» жизни все должно быть настолько плохо, что хотелось бы оставить это все к чертям на расстоянии миллионов световых лет. Теперь вспомните мотивации Джима и Авроры — образы этих героев зависли в вакууме. Впрочем, там же находится и весь сюжет.

Фильмы: Passengers / Пассажиры (Пробуждение)The Shining / Сияние
Персоны: Лоренс ФишбёрнЭнди ГарсиаКрис ПраттДженнифер Лоуренс
Подборки: Фильмы про будущееФильмы про вселеннуюФильмы про домаФильмы про зимуФильмы про книгиФильмы про психовФильмы про ужасы

Другие статьи