Наверняка не всем известен тот факт, что первые ужастики появились на экране не в начале двадцатого века, а в конце девятнадцатого. И порадовал ими зрителей Жорж Мельес. Самым известным его детищем стал фильм «Замок дьявола» с примитивнейшими и, на сегодняшний день, даже смешными спецэффектами.

Более серьёзный список фильмов про ужасы в двадцатом столетии возглавили немые картины «Франкенштейн» (шедший всего 12 минут), «Пражский студент», полнометражная экранизация Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Призрак оперы». Конечно, с точки зрения современного зрителя, это был наивный «детский лепет», и тем не менее первые эксперименты оказали в дальнейшем немалое влияние на лучшие фильмы про ужасы, где главными героями неизменно выступали вампиры, людоеды, оборотни, зомби и прочая мистическая нечисть.

На новую ступень жанр ужастиков вырвался после появления в кино звука. На экранах зрителей пугают «Франкенштейн, или Современный Прометей», «Мумия», «Человек-невидимка» Джеймса Уэйла, «Дочь Дракулы» Ламберта Хилайера, «Уродцы» Тода Браунинга. Выход на экраны в 1931 году киноленты «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна принёс исполнителю главной роли Фредрику Марчу премию «Оскар», что заставило притихнуть даже самых ярых ненавистников фильмов-ужасов.

Во второй половине двадцатого века режиссёры начинают понимать, что зрителя уже трудно напугать одним изображением, и поэтому акцент делается на психологическом аспекте. На киноолимпе появляется гениальный Альфред Хичкок со своими шедеврами «Психо», «Птицы», «Головокружение», уникальный эффект которых так никому и не удалось повторить. Особую популярность приобретают мистическая и «демоническая» темы, отразившиеся в картинах «Нечто из иного мира» Кристиана Ниби, «Ребёнок Розмари» Романа Полански, «Омен» Ричарда Доннера. С развитием технологий ужастики выходят на новый уровень, и зрители с очередной дрожью в коленках знакомятся с «Дракулой», «Челюстями», «Кинг-Конгом», «Мумией».

К концу двадцатого столетия маркетологи выяснили, что фильмы про ужасы онлайн привлекают больше всего молодёжную аудиторию, именно поэтому стало выпускаться так много картин типа «Крик», «Кошмар на улице Вязов», «Звонок».

Советским зрителям, кроме «Вия», смотреть фильмы про ужасы отечественного производства не доводилось, лишь в перестроечные времена появились «Господин оформитель», «Псы», «Час оборотня». В 21 веке зарубежные и русские фильмы про ужасы занимают одну из лидирующих ниш в мировом кинематографе: «Юленька», «Метро», «Хижина в лесу», «По ту сторону двери».

Сколько бы ни уверяли зрителя, что фильмы ужасов — это «вредный» жанр ничего, кроме расстройства психики, не несущий, эти картины смотрели и будут смотреть, а значит, они всё-таки нужны. А нам остаётся выбирать из них лучшие. И такие есть.