«Pixar — единственная компания в мире, куда на работу берут только гениев» — несмотря на то, что никто уже не помнит автора этой фразы, её суть бесспорна. Вряд ли удастся найти в истории кинематографа столь успешную студию, каждый без исключения фильм которой собирает немыслимые суммы в прокате.

Рождение LucasFilm CG

Годом рождения студии Pixar считается 1979 год, когда Джордж Лукас осоздал отдел компьютерной графики при студии LucasFilm. Во время работы над «Звездными войнами» режиссёр понял, что будущее за компьютерными технологиями, и принялся набирать крепкую команду.

Лукасу удалось заполучить в свой отдел таких специалистов, как Эд Кетмалл, Элви Рей Смит, Дэвид ДиФранческо, Том Дафф и др. Как вспоминал позже Элви Рэй Смит, возглавивший подразделение, «Лукас собрал команду лучших художников в мире, и предоставил их самим себе, просто не зная, что с ними делать».

Действительно, большую часть времени отдел почти не участвовал в проектах Лукаса. Однако умницы-аниматоры не сидели без дела — их мечтой было создание фильмов с помощью одной только компьютерной графики, и они разрабатывали множество технологий, позволяющих создавать реалистичные изображения. Они создали специальный визуализатор «REYES» (Renders Everything You Ever Saw — Визуализирует Всё, что Вы Когда-либо Видели), который на то время стал прорывом в компьютерных технологиях.

В 1983 году в LucasFilm CG приходит человек, который впоследствии стал главным художником «Пиксар» — гений анимации Джон Лессетер. Его первой работой стал короткометражный фильм «Приключения Андре и пчелы Уолли», где были применены все новаторские наработки LucasFilm CG.

Становление Pixar

В 1984 году начался процесс отделения подразделения компании от LucasFilm. Причин тому было несколько: и желание художников создавать полнометражные фильмы, и развод Лукаса, который вынуждал режиссера к значительным финансовым потерям, и создание в компании нового отдела компьютерной графики. В это же время студия меняет название на Pixar (для демонстрации относительной независимости), и начинает активно искать себе покупателя.

В 1986 году ее наконец покупает Стив Джобс (за $10 млн. вместо запрашиваемых Лукасом $30 млн.). Кстати, первоначально Джобс ответил отказом на предложение приобрести студию, но потом, воочию увидев первоклассную анимацию Pixar, все же решился на покупку.

В 1986 году компания полностью переходит к Стиву Джобсу, Эд Кетмелл назначается президентом, а Элви Рей Смит — вице-президентом компании. Команде была предоставлена долгожданная свобода творчества и максимальная финансовая поддержка, что благотворно сказалось на деятельности студии. «Стив поверил в нашу безумную мечту», — как буквально на днях написал Джон Лассетер на официальном сайте Pixar в некрологе Стива Джобса.

За последующие годы под руководством Джобса Pixar создает свои знаменитые короткометражные мультфильмы (именно в 1986 году зарождается традиция создавать каждый год по одной короткометражке). А после того, как мультфильм «Оловянная игрушка» в 1989 году получил «Оскара», у компании появились первые серьезные заказчики рекламы: Tropicana, Trident, Lifesavers, Volkswagen, Pillsbury.

Помимо этого, не прерывалась и активная разработка технологий: Pixar создает специальный графический компьютер PIC (Pixar Image Computer) и соответствующее программное обеспечение. Прорывом стало изобретение специального движка RenderMan, который значительно упрощал процедуру анимации и был впоследствии удостоен оскара, а также специальной награды Гильдии Кинопродюсеров Америки «За выдающиеся достижения в области мультимедиа и технологий». И, действительно, технологии Pixar вскоре начинает использовать все кинематографическое и анимационное сообщество.

Мировая известность

В 1991 году студия Pixar подписывает соглашение с Walt Disney о создании 18 рекламных роликов и первого полнометражного мультфильма. А в 1995 выпускает «Историю игрушек», которая навсегда перевернула мир мультипликации. Этот мультфильм собрал в прокате $362 млн., стал самым кассовым фильмом года и получил пять оскаров, пять премий «Эмми» и еще пять престижных наград.

Следующими мультфильмами Pixar стали такие всемирно известные ленты, как «Приключения Флика» (1998), «История игрушек-2» (1999), «Корпорация монстров» (2001), «В поисках Немо» (2003), «Суперсемейка» (2004), «Тачки» (2006), «Рататуй» (2007), «ВАЛЛ-И» (2008), «Вверх» (2009), «История игрушек-3» (2010), «Тачки-2» (2011). Поразительно, но каждый фильм, выпущенный Pixar, успешен и любим зрителями всего земного шара!

В 2006 году Pixar подписала договор о слиянии с Walt Disney, который был призван разрешить противоречия между двумя компаниями и достичь компромисса в области принадлежащих прав. В нынешнее время студия является полноправной частью Walt Disney Company во главе с Эдом Кетмаллом.

На данный момент Pixar выпускает полнометражные мультфильмы практически каждый год (если учесть тот факт, насколько трудозатратным является создание анимационного фильма, это говорит об их потрясающей работоспособности). В настоящее время Pixar работает над 7 полнометражными фильмами: ближайший появится на экранах в июне 2012 года, а выход последнего из них запланирован на 2018 год.

Совместная касса фильмов Pixar составляет почти $6,5 млрд. Студия получила 26 Оскаров, семь Золотых глобусов, три Грэмми, а также множество номинаций на Оскар и другие престижные награды.

Помимо полнометражных фильмов, Pixar также занимается производством короткометражек. Это уже традиция для студии, ведь именно с них начиналась её деятельность, и именно они позволили развить компьютерные технологии. Вместе с каждым полнометражным фильмом в кинотеатрах непременно демонстрируется и какая-нибудь короткометражка от Pixar.

Секреты успеха

Своим главным секретом успеха Pixar называет то, что считает самым важным не идеи, а людей. «Нет ничего страшного в том, чтобы нанимать людей умнее тебя», — говорит нынешний президент студии Эд Кетмалл, добавляя при этом — «Если вы даете хорошую идею посредственной группе, они только разовьют её, но если вы дадите посредственную идею великолепной команде — они исправят её, или отбросят её всторону, однако найдут при этом что-нибудь новое».

творческой команде — творческое руководство

Также Pixar работает по принципу «творческой команде — творческое руководство». Всем своим сотрудниками Pixar предлагает свободу в высказывании идей, равное общение и взаимную поддержку. Руководство студии направляет все силы на то, чтобы команда преодолевала препятствия вместе и работала на качественный результат, а также на то, чтобы каждый был заинтересован в своей работе. Чего стоят одни только офисы Pixar, заставленные сказочными героями и обеспеченные всем необходимым для комфортной работы сотрудников — от бильярдных столов до автоматов с поп-корном.

Сегодня звездная команда Pixar состоит из таких режиссеров, как Джон ЛассетерЛи Анкрич, Эндрю Стентон, Пит Доктер, Боб Петерсон, Бред Берд и многих других. Однако, несмотря на то, что студия имеет свой сплоченный творческий коллектив, постоянно работающий над проектами, Pixar всегда рады новичкам и вливанию «свежей крови». Однако при этом в силе остаётся одно главное условие — новоприбывший должен быть гением.