«Новейший завет». У богини за пазухой

oKino.ua. 08 декабря, 2015 0

В украинский прокат вышла сатирическая комедия «Новейший завет» бельгийского режиссера Жако ван Дормеля, где Катрин Денев закрутила роман с самцом гориллы. Трудно быть Богом. Вернее трудно быть хорошим Богом. Плохим гораздо проще. По мнению ван Дормеля, Всевышний — редкий говнюк, и все беды человечества — дело шаловливых ручонок некоего засранца в засаленном халате и резиновых тапках, который потехи ради устраивает своим созданиям вырванные годы.

«Новейший завет». У богини за пазухой

Да, Бог существует, и он живет в Брюсселе. Зовут его просто Бог. Квартирка у него малогабаритная, обои скучные, мебель немодная, жена, затурканная, безропотная, и десятилетняя дочь, дерзкая, непослушная. Бог — домомучитель со стажем, веками терроризирующий семейство и всю планету в придачу. В свое время старший сын не выдержал и сбежал на грешную землю, собрал там двенадцать апостолов и нацарапал Новый завет, да только поплатился за инициативность. Теперь он стоит на полке в виде периодически оживающей статуэтки и учит младшую сестренку уму-разуму, мол, как успешно сделать ноги от ненавистного папаши и порядочно ему насолить. А зовут старшего брата Джей Си, если что (J. C., он же Jesus Christ).

Дочурке искренне жаль людей, вынужденных каждый день терпеть большие и мелкие подлянки создателя. Ведь это он опрокидывает бутерброд маслом вниз, он заставляет телефон звонить именно тогда, когда вы легли расслабиться в горячую ванну, он замедляет вашу очередь в супермаркете и ускоряет соседнюю… Словом, неисправимый пакостник, вредина, хулиганьё. Еще и домашний тиран, обязывающий жену и дочь смотреть исключительно спортивный канал и ходить вокруг Отца не дыша и на цыпочках. Так что в один прекрасный момент девчушка срывается и через портал стиральной машинки сбегает из «рая» к людям, ищет новых апостолов (еще плюс шесть, чтобы всего вышло восемнадцать, как в бейсболе, любимой маминой игре) и просит первого встречного полуграмотного бомжа стать ее евангелистом, то есть автором Новейшего Завета. А перед этим скидывает всему человечеству эсэмэски с указанием точной даты их смерти. Просто назло бате. Ну и чтобы народ расшевелить, дабы перестал тратить жизнь попусту.

«Новейший завет». У богини за пазухой

— О! Вот такой папа мне бы подошел! — говорит героиня, завидев бродягу с добрым лицом и густой седой бородой, идеально вписывающегося в наше представление о боге, в отличие от комика Бенуа Пульворда, которому играть бы злобных карликов, лепреконов и похитителей Рождества.

Кому-то «Новейший Завет» покажется богохульством, кому-то — остроумным язвительным выпадом в сторону религии и религиозного общества. Хотя в действительности фильм не является ни тем, ни другим. Кем только ни был Господь в кино: и женщиной («Догма» Кевина Смита), и чернокожим («Брюс Всемогущий» с Джимом Керри), и даже Саймоном ПеггомВсе как ты захочешь»). Почему бы ему не побыть мужланом-козлом в шлепках и трениках? Картина ван Дормеля, по сути, более чем безобидна и не представляет собой ни жесткую критику церкви, ни антиклерикальный манифест. Скорее, озорной «Декамерон», хулиганский шарж.

Во время киевской видеоконференции с режиссером один из журналистов спросил: «Не кажется ли Вам, что этот фильм направлен не столько против Бога, сколько против изъянов общества?». На что бельгиец ответил: «Да, конечно. Я ведь не религию критикую, я критикую патриархат. И мое кино — это протест против тирании и всяческих притеснений, господствующих в патриархальном обществе».

«Новейший завет». У богини за пазухой

Проблема в том, что Бог — и есть общество, пока не доказано обратное. А патриархат — и есть не что иное, как религия. Если вспомнить историю Адама и Евы, все становится на свои места. Чем закончилось грехопадение первых людей и позорное изгнание из Эдемского сада? Тем, что Бог проклял Змея и обрек вечно ползать на животе; мужчине повелел трудиться в поте лица до самого гроба; а женщине определил рожать детей в мучениях и болезнях и до скончания веков находиться в подчинении у мужа. Вот оно, ключевое — «находиться в подчинении у мужа». Стало быть, любое женское «нет» в адрес благоверного — бунт против Творца. Даже самое элементарное: «Я не хочу смотреть спортивный канал! Я хочу смотреть „Давай поженимся“!».

То есть ван Дормель призывает женщину в подобной ситуации, что называется, топнуть ногой, выхватить пульт и врубить на полную громкость пусть и беспросветно тупую, но любимую передачу (помню, в детстве пульт от телевизора, который был в доме один, всегда находился в руках деда, причем даже тогда, когда он вообще ничего не смотрел, а слушал радио).

Знаете, как в рекламных роликах СПА-салонов: «Почувствуй себя богиней!». Так вот, ван Дормель дает женщине эту возможность буквально. И все бы ничего, если бы богиня в представлении бельгийского кинематографиста не была созданием донельзя примитивным и ограниченным, именно из тех, что смотрят «Давай поженимся!», рисуют сердечки над буквами «і» и «ї» и обои на рабочий стол подбирают исключительно из базовых и в цветочек. А если обои — это небо над планетой Земля? Вот и делайте выводы.

 

Автор: Анастасия Лях

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

Смотреть фильмы онлайн