Предпоследний день прошел под знаком документального кино. С аншлагом прошел как утренний, так и вечерний показ документального фильма Сергея Лозницы «Майдан». Вместе со своим оператором Сергеем Стеценко они фиксируют статичной камерой жизнь Майдана в разные промежутки времени и длинными кадрами предлагают всмотреться в эту жизнь.

Кадр из фильма «Майдан»
Картина имеет четкую монтажную структуру — сначала показаны утро, день, ночь, потом время меняет свой ход и события идут уже в ином ритме, нарратив фильма разделен на части с помощью черного экрана. Лозница не предлагает в своем фильме никаких выводов или решений. Операторская работа заслуживает в фильме отдельного внимания — вдумчивый выбор ракурса и, как результат, гармоничная композиция, соотношение передних, средних и задних планов.
Показывая Майдан, эта лента вряд ли о нем рассказывает, то есть, не зная хронологии событий и, собственно, самих событий, только по одному этому фильму не понять, что происходило в Киеве, кто протестовал и почему. После вечернего показа зрители задавали Лознице немало вопросов, попрекающих картину в холодности, чем как раз и продемонстрировали такое непонимание. Но, как сказал сам Лозница, у каждого свой Майдан. Свой он увидел именно таким, каким и показал в фильме.
Безусловно, о Майдане должен появиться документальный фильм, в котором это событие и его значение будет переосмыслено, так как многие до сих пор считают, что Майдан был скопищем всякого рода маргиналов, которые сделали все только хуже. Но, что важно, Лозница оперативно смонтировал свою ленту и успел показать ее в Каннах, продемонстрировав, что украинские протестующие не варвары и не собираются сеять хаос. Показательно, что каждый раз, когда в фильме звучал гимн, зал вставал.

Виталий Манский на творческой встрече
«Документальное» настроение в этот же день продолжил Виталий Манский, российский режиссер-документалист и глава жюри Национальной конкурсной программы. Он провел творческую встречу и представил свой последний фильм «Книга». Картина Манского — это посвящение книге молитвенных созерцаний Григория Нарекаци, написанной в Армении тысячу лет назад. Режиссер прослеживает жизнь армян в разных уголках планеты. Герои фильма — люди разного возраста, от младенца до старика. Они рассказывают о себе, своей жизни, превращая фильм в путешествие не только в пространстве, но и во времени. Режиссер не советовал смотреть свой фильм молодым людям, которые вряд ли его поймут: молодость не располагает к мыслям о конечности бытия.
На творческой встрече режиссер рассказал, что эгоистичен в выборе темы для своего кино: что лично ему интересно, то и снимает. Даже уже начав над чем-то работу и почувствовав, что сейчас время совсем для другого кино, бросает все и снимает это другое кино. Сейчас, например, Виталий Манский бросил съемки в Северной Корее, чтобы сделать кино об Украине.
Немало зрителей собрал главный худфильм восьмого дня — «Звезда» Анны Меликян. Это модное молодое кино и, собственно, пустое. Молодая героиня медленно умирает от редкой болезни, но не бросает своей мечты — исправить себе путем пластической операции груди, губы и, что самое главное, ноги. Потому что между ногами у нее не четыре просвета, как надо, согласно идеалам красоты, а один сплошной — тощие и кривые они у нее. Другие персонажи «Звезды» вызывают не больше сочувствия: жена олигарха, переосмысливающая жизнь, сын олигарха, выдающий себя за мелкого воришку, и сам олигарх, ежедневно сдающий на анализы свое говно. Большинство зала этой картине, кстати, восторженно аплодировали.

Кадр из фильма «Звезда»
Девятый, он же последний, день фестиваля был примечателен не только закрытием и объявлением победителей, но и несколькими кинопоказами. Так, прошла премьера украинского документального фильма «Голливуд над Днепром. Сны из Атлантиды». В нем рассказывается об уникальном своей природой, историей и атмосферой себе Бучак на Черкасщине.
Для украинского кино это место фактически священно: здесь в свое время снимали и Параджанов («Украинская рапсодия»), и Тарковский («Иваново детство»), и Солнцева, жена Довженко («Поэма о море»), и многие другие. Позже в Бучаке начали строить ГЭС — часть села оказалась затоплена, часть разрушена, а жителей выселили. Строительство заглохло с развалом Союза, но в каденцию Януковича премьером возобновилось, что грозит Бучаку гуманитарной и экологической катастрофой. После показа фильма один из его авторов предложил всем желающим подписать письмо к правительству с требованием сохранить Бучак, превратив его в объект культурного наследия.
Последний фильм перед закрытием ОМКФ — «Игрок» литовского режиссера Игнаса Йонинаса. Это кино о врачах скорой помощи, которые организовали тотализатор, и принимают они ставки на смерть своих пациентов и даже собственных коллег. В реальной жизни врачам скорой помощи вообще-то и передохнуть некогда, не говоря уж об организации такой хитро-мудрой штуки, но сама идея фильма, конечно, интересная. На протяжении всей картины сложно понять, каким все-таки образом работает тотализатор, да и поступки героев не всегда понятны, а, порой, просто глупы. Музыка в фильме хорошая и, пожалуй, на этом все хорошее оканчивается.

Виктория Тигипко на одной из фестивальных вечеринок
В связи с трагическими событиями президент ОМКФ Виктория Тигипко пообещала, что на церемонии закрытия не будет ни красной дорожки, ни фуршета, соответственно, не будет традиционного пафоса. Но обещаниями так ими и остались. Была и дорожка, пускай без музыки, был фуршет, была вечеринка в фестивальном ресторане. Понятное дело: деньги как бы за все заплачены, не пропадать же, да и держать голодным местный гламур тоже не комильфо. Боинги боингами, а бабло баблом.
Автор - Алиса Миримская





