Бильярдист The Hustler

oKino:
8.0
8.0/10
из 10
IMDb: 8.1 (51,422)
Оскар 2
Британская академия 2
Смотреть трейлер
мин
Жанр: драма, спорт
Оператор: Эжен Шюффтан
Слоган: «Trapped by the underworld . . . they risked love and fortune in a desperate gamble!»
Премьера в мире:
Бюджет: $2 000 000
Сюжет
Завораживающая мелодрама о горячем билльярдисте-профессионале, весьма талантливом, но не обладающем нужным характером, чтобы быть настоящим победителем. Сценарист и режиссер Россен создает живой портрет мира билльярдных, притонов, аферистов и неудачников, а Ньюмэн великолепен в роли Быстрого Эдди Фелсона (он повторил ее в "Цвете денег"). На одном уровне с ним стоит и Лорье в роли его любовницы-алкоголички. Скотт в роли его демонического менеджера, а Глисон — легенда билльярда, Миннесотский Жирдяй. По роману Уолтера Тевиса. "Оскары" за операторскую работу и работу художников. Номинации за лучший фильм, мужскую роль (Ньюмэн), женскую роль (Пайпер Лори), женскую роль второго плана (Джеки Глисон), мужскую роль второго плана (Джордж С. Скотт), режиссуру, адаптированный сценарий. (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

Хастлер


Хастлер — слово в американском жаргоне, обозначающее особую породу людей. Таких, которые всегда находят себе место в этой жизни и умеют выкручиваться из самых сложных ситуаций. Говоря проще, Хастлер — это игрок, а его «хастл» — это вся жизнь. Именно таким человеком является «Ловкач» Эдди, и его хастл заключается в его призвании, игре в пул. Прирожденный талант, Эдди громит любого соперника легко и непринужденно, полностью растворяясь в процессе. Кий для него — как продолжение его собственной руки, а соперник — лишь ничтожное препятствие на пути к победе, придающее ему только немного азарта. Но есть у Эдди и свой недостаток, который, как часто и бывает, практически сводит на нет все его задатки. У него нет характера победителя, он не умеет вовремя остановиться, причем не только в игре, но и в жизни. Потому, бросив вызов непобедимому прежде «Толстяку из Минессоты», Эдди, поначалу громивший своего соперника, в итоге проигрывает. Это поражение сильно задевает Ловкача, он бросает своего компаньона и сбегает — но лишь затем, чтобы потом снова вернуться.

«Хастлер», а в русской адаптации «Бильярдист», или «Король Бильярда» — уже ставшая классикой лента 1961 года, поставленная Робертом Россеном. Двадцать лет спустя, Мартин Скорсезе снял продолжение, получившее название «Цвет денег» и молодого Тома Круза в главной роли. Но, как отмечал и сам Скорсезе, до успеха оригинала его ремейку оказалось далеко. И это несмотря на участие в нем великолепного Пола Ньюмана, сыгравшего главную роль и в «Бильярдисте». Главная причина такого расклада кроется в том, что «Бильярдист» — это кино вовсе не о бильярде, как нас настойчиво хочет убедить отечественная адаптация названия фильма. Это кино, попадающее в ту немногочисленную категорию фильмов, в которую попал, например, и один из главных шедевров Скорсезе «Казино». Как и в случае этого гангстерского эпоса, содержание «Бильярдиста» отходит на задний план, в то время как на первый выходит то, что принято называть «написанным между строчками». А между строчками в этих шедеврах, запечатленных на кинопленку, кроется сама жизнь. «Бильярдист», так же как и «Казино», охватывает в себе практически все стороны этой самой жизни, или, по крайней мере, главную ее часть. Любовь, дружба, понятие чести и бесчестия, личная трагедия и закаляющийся в испытаниях характер героя, с помощью которого он ее преодолевает — все это есть в «Бильярдисте». Так же, как и отражение вечных изысканий человечества о тех его представителях, которые отличаются от большинства, обладая особым даром, заставляющим как восхищаться ими, так и ненавидеть. Являясь, таким образом, фильмом «про все» и «обо всем», «Бильярдист» одновременно ловко держится в рамках нескольких жанров. Что и обуславливает его сегодняшний статус, наделяя детище Россена теми качествами, которые позволяют оценить его и 50 лет спустя. Безукоризненная работа оператора не зря была отмечена Оскаром — практически каждый кадр «Бильярдиста» можно было выносить на его постер. Пол Ньюман, хоть и получил заветную статуэтку за роль в продолжении Скорсезе, скорее был достоин ее в 1961 — настолько живым, ярким и запоминающимся вышел Ловкач Эдди в его исполнении. Одним словом, «Бильярдист» — это кино, которое не только не стареет, а, напротив, с каждым прошедшим годом становится лучше. Почему? Да потому, что оно было выпущено в эпоху, когда, для того, чтобы снять хороший фильм нужно было в первую очередь мастерство, а не бюджет. Талант, а не громкое имя и любовь не к деньгам, а к самому кино.

Вот уже пятьдесят лет фильм Роберта Россена «Бильярдист» не теряет актуальности. И всенародная любовь к «катанию шаров» здесь вовсе ни при чем. Через пагубную страсть главного героя Эдди Фелсона к игре тонко показан внутренний мир человека, который ведет борьбу сам с собой и с окружающим его миром. Когда гаснет свет над бильярдным столом, авантюрист и ловкач Фелсон превращается в обычного паренька-неудачника, которому порой негде переночевать.

Исполнитель главной роли Пол Ньюман блистательно воссоздал на экране образ человека, одержимого страстью к игре. Желание играть у Фелсона настолько велико, что оно заменило ему подлинную жизнь. Такие ценности, как дружба, любовь, преданность, отошли на второй план. Эдди движет азарт, который затмевает ему разум. Победа в игре — вот единственная цель Фелсона. Однако парень забывает, что сегодня фортуна может повернуться к тебе, а завтра она улыбнется другому счастливчику.

Вернуть Фелсона в реальность могла бы любовь, но он пренебрегает ею в угоду своей страсти к бильярду. Пайпер Лори в образе хромоножки Сары выглядит просто превосходно. Актрисе удалось передать глубокое чувство одиночества, присущее ее героине. Сара топит свое горе в стакане: девушка считает, что такая калека, как она, никому не нужна. Сцены встреч Сары и Эдди наполнены горечью и болью, которую каждый из них пытается вылить на другого. Наружу всплывают все обиды потерянных в жестоком мире людей. Однако все меняется, когда Сара начинает испытывать к Фелсону настоящее глубокое чувство.

Режиссер фильма «Бильярдист» бросает своим героям спасательный круг — любовь. Сердце Сары постепенно оттаивает, она бросает пить, дарит все нерастраченное тепло своему возлюбленному. Однако Эдди не понимает, что это и есть настоящая жизнь, настоящее удовольствие — только протяни руку. Парня манят иллюзорные победы, он хочет доказать всему миру, что он не неудачник, что он чего-то стоит. Страсть к игре одолевает Эдди: поддавшись своему влечению, он теряет самое главное. От финального монолога героя тело пробирает дрожь. Фелсон понимает, какую высочайшую цену заплатил, пойдя на поводу у своей слабости. Игра, которую Эдди всегда боготворил, оказалась далеко не главной целью в жизни.

Реальность Россена наполнена трагизмом. Практически все герои в ней имеют искаженные жизненные приоритеты. Однако счастье ожидает того, кто поймет это и найдет в себе силы все изменить. Сама игра, а точнее атмосфера игры, в киноленте «Бильярдист» показана настолько достоверно, что чувствуется запах сигар, витающий над бильярдными столами, тонкий аромат виски, слышится шорох зеленого сукна и глухой звук, который издает шар, попавший в лузу. Следует отметить, что бильярд в фильме — это всего лишь линза, через которую показаны проблемы главного героя. Игра выступает не просто фоном, а скорее вспомогательным инструментом для создания образа.

Картина не имеет запоминающегося звукового сопровождения, но это понимаешь только после просмотра. Каждая сцена, каждая деталь, каждое слово героев настолько продумано, что для восприятия не требуется дополнительного эффекта, который дает музыка. Так что отсутствие саундрека — это скорее не минус картины, а ее особенность.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы