Человек-слон The Elephant Man

oKino:
8.3
8.3/10
из 10
IMDb: 8.2 (130,792)
Британская академия 3
Сезар 1
Смотреть трейлер
мин
Оператор: Фредди Фрэнсис
Композитор:
Слоган: «Реальная история о мужестве и человеческом достоинстве»
Премьера в мире:
Бюджет: $5 000 000
Рейтинг MPAA: PG
Сюжет
Трогательная до слез, местами просто душераздирающая история человека по имени Джон Меррик (Херт), который был известен как Человек-слон, из-за его неописуемого уродства, вызванного болезнью. Его избивал и показывал за деньги на ярамарке жестокий негодяй, пользуясь его абсолютной беззащитностью и кротостью. Доктор Тревес (Хопкинс) увидел уродца и решил заняться им. Он привез его в больницу, и со временем научный интерес сменился искренней жалостью и сочувствием. Джон Меррик не был идиотом, он умел читать и писать, был умен и духовен, и хотя был неизлечим, его оставили в больнице навсегда, так как о истории несчастного узнали сильные мира сего — сама королева благословила решение комитета врачей. Какое-то время к нему из болезненного любопытства стекались посетители, а потом бывший владелец выкрал его и увез на материк, откуда ему помогли бежать другие карлики и уродцы. Поставлен фильм по реальным фактам. Великолепно передана атмосфера викторианского Лондона. Блестящая операторская работа (в черно-белом) Фредди Фрэнсиса. (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

О том, что фильм «Человек-слон» заслуживает нашего внимания, говорят хотя бы эти два пункта: 1 — его режиссером является великий Дэвид Линч; 2 — сюжет фильма построен на реальных событиях. Что это нам дает? Новый взгляд на и без того необычную историю необычного человека.

Человеку с какими-то физическими, да и психическими, отклонениями всегда жилось непросто: он становился изгоем общества. Но в ХІХ веке людей, клейменных словом «фрик», еще и сажали в клетки, делая из них зрелищное шоу.

Джон Меррику повезло немного больше. Его нашел доктор Тривз и забрал для обследований, а потом на постоянной основе в больницу. О Человеке-слоне заговорили с новой силой, оказывается, он умеет говорить, да и не только, Меррик — настоящий джентльмен. Его посещает высший свет общества. Но так ли все безоблачно?

Да, теперь Меррику живется куда лучше, его не бьют, кормят и ухаживают за ним. Но по сути дела он сменил одну клетку на другую. Теперь к нему приходят интеллигентные джентльмены со своими прелестными женами, разговаривают на светские темы, но общество по-прежнему с любопытством рассматривает забавного фрика.

Есть над чем задуматься. Это пример того, как мы между двух бед выбираем меньшую. И начинаем оправдывать доктора Тривза: он же дал кров над головой, дал возможность пожить «по-человечески» Меррику. А что внутри? Стоит лишь вспомнить момент, когда охранник приводит в палату Джона пьяных посетителей местного бара. Джон ничуть не сопротивляется, он по-прежнему запуган и похож на загнанного зверя, над которым долго издевались: у него уже нет сил защищать свое право быть человеком, он и дальше с покорностью принимает судьбу экспоната.

Надо отдать должное и актерам за их превосходную игру. То, как перевоплотился Джон Хёрт, вызывает лишь восторг: его герой внутренне ничем не отличается от обычного человека, но судьба обрекла его на страдания и существование, вместо полноценной жизни. Но он не отчаивается, а продолжает нести свою нелегкую ношу. Согласитесь, что это довольно непросто — при нулевой мимике изобразить в себе целый мир.

Не вызывает никаких сомнений и игра Хопкинса, колеблющегося между двух полярных чувств: с одной стороны, он дал Меррику «новую» жизнь, но с другой — это та же «старая», только в красивой упаковке. Да, герои фильма очень сложны, их характеры полны и хорошо раскрыты, за ними интересно наблюдать, познавать их новые грани.

Линч превосходно показал непростую судьбу человека, обреченного быть не таким, как все. И то, как он это сделал, не смог бы сделать даже приближенно никто другой. Здесь очень важна манера режиссера, его особое художественное восприятие.

Плюс ко всему черно-белая пленка — она всегда правдивее цветной, в ней нет пафоса, напыщенности и игривости. Но за ней скрытый смысл, глубокий подтекст, который каждый зритель будет раскрывать сам (и даже не надейтесь на подсказку — Линч нарисовал картину, но что на ней увидите вы?).

Однажды прочитала, что у Дэвида Линча даже музыка является отдельным персонажем, и не смогла не согласиться. Обратите внимание на то, как мелодии и создаваемое ими настроение в ленте «Человек-слон» перетекают из одной в другую, как прорисовывают характер каждой сцены, как добавляют ей насыщенности и рельефности.

«Человек-слон» — интересный фильм: им восхищаешься, в то же время пытаешься анализировать происходящее и понять, так в чем же суть существования этого бедного человека. И когда ты познаешь всю глубину картины, тебя захлестывает волна чувств, начинает казаться, будто только что мир открылся для тебя заново.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы