Камилла Клодель, 1915 Камілла Клодель, 1915 (Camille Claudel, 1915)

oKino:
6.7
6.7/10
из 10
IMDb: 6.5 (1,437)
Смотреть трейлер
мин
Оператор: Гийоме Дефонтен
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 12 сентября 2013
Бюджет: €3 200 000
Сюжет
История о французском скульпторе Камилле Клодель, чья одержимость мыслью, что ее завистники, также как и ее бывший любовник — Огюст Роден, преследуют ее, побудило семью Камиллы отправить ее в психиатрическую клинику на юге Франции. В фильме показаны ее бесконечные бдения, в надежде найти понимание и признание ее таланта, а также в ожидании визита любимого брата, писателя Поля Клоделя.
Трейлер (русские субтитры)
Кадры
Рецензии

Автор претенциозных и скандальных лент «29 пальм», «Фландрия», «Вне сатаны» Бруно Дюмон на этот раз предлагает зрителю окунуться в атмосферу психиатрической лечебницы, в которую угодила известная французская скульптор Камилла Клодель в 1915 году. Дюмон — приверженец крайнего реализма в независимом кино, предпочитающий снимать непрофессиональных актеров в самых невыносимых психологических ситуациях. В «Камилле Клодель» он действительно поместил Жюльет Бинош в интерьеры настоящей психбольницы. По словам постановщика, сценарий к фильму он писал исключительно под Бинош.

Отметим, что трагичная история талантливого скульптора, бывшей в свое время любовницей Родена, неоднократно отображалась на экранах. Так, в 1988 году Брюно Нюйттен заострил внимание публики на отношениях Клодель с Роденом, а в главных ролях снялись французские звезды Изабель Аджани и Жерар Депардье. Драма заслуженно удостоена пяти наград премии «Сезар» и двух номинаций на «Оскар», а сама Аджани получила приз на Берлинале. 12 лет спустя хореограф Мари-Клод Пьетрагалла поставила в Марсельской опере балет «Сакунтала», вдохновившись одной из скульптур Клодель. Балет позже выпустили на DVD.

В последнем фильме Дюмон уделяет экранное время нескольким дням из жизни Камиллы: родственники во главе с братом упекают женщину в больницу. Камилле кажется, что все вокруг, в том числе и экс-любовник Роден, преследуют ее. По сюжету, Камилле сообщают, что в субботу приедет ее родной брат Поль. Несчастная бредит о том, что он наконец заберет ее отсюда. Драма сосредоточена на страданиях и эмоциях главной героини, поэтому лента, скорее всего, дальше артхаусных фестивалей и ограниченного проката не пойдет.

Смирение в саду

Ассоциации с фильмом «Камилла Клодель, 1915»: неожиданное дежавю, будто на яву почувствовал, что такое уже было, а потом вспоминаешь, что это тебе снилось. Как раз натянутая атмосфера тревожного сна врывается в подсознание зрителя, давит его своей безысходностью. Вся первая половина кинокартины переполнена именно такими чувствами, их бесконечное и нарастающее повторение, акцентирование на безысходности, на невозможности что-то изменить.
Кинолента «Камилла Клодель, 1915» переполняется тишиной. От этого невнимательный зритель начнет воспринимать сюжет с поверхностной точки зрения. Наличие малого количества диалогов, скромные интерьеры, тягостное одиночество – все требует усиленного внимания, чтобы осознать настоящую глубину трагедии Камиллы Клодель.
Как мне кажется, никто, кроме талантливой актрисы Жюльет Бинош, не смог бы так реалистично передать внутреннее состояние Камиллы. В этой роли Жюльет Бинош максимально выразила свое творческое мастерство. Мимика, жесты, походка, интонация редких фраз – все выдавало внутреннюю угнетенность Камиллы Клодель, ее угасающий огонек надежды на выход из лечебницы, ее тоску за мастерской, за своими скульптурами.
Трагическая судьба женщины, которая в порыве страсти потеряла себя, а затем и свое творчество.
Но героиня фильма нашла смирение. Это понятно из финальной сцены фильма, когда Камилла Клодель выходит в сад, чтобы отдохнуть на скамье у каменной стены, ее глаза смотрят далеко в даль, а лучи встающего солнца освещают ее лицо. На нем проскальзывает еле уловимая улыбка, а далее темный экран с титрами обрывает яркий солнечный свет. Очень сильная финальная сцена, в которой вместился огромный смысл всей ее жизненной истории.

Абсолют Камиллы

«Камилла Клодель, 1915» - фильм, в равной степени, как Брюно Дюмона, так и Жюльет Бинош. Возрастная роль Бинош, морщинистая кожа, тощая, нервная и….несомненно, великая. Театр жестокости вступает в свои права, совершая насилие над актрисой, изгоняя из тела душу живой Бинош, приветствуя дух отмучившейся Клодель. Это уже не Жюльет, это Камилла. Посреди скудных декораций гористой Франции и сумасшедших статистов, Бинош становится абсолютным центром и распинает себя в роли. Она всегда была с надрывом.
Стоит отдать должное Дюмону, статисты в его фильме действительно с отклонениями, то есть, настоящие пациенты – с синдромом Дауна, маразмом и слабоумием со всей вытекающей физиогномикой. Поразительно выстроена работа с «особыми» актерами, взаимодействия с «обычными» выглядят органично, их присутствие в кадре не вызывает отторжение, более того, они являются частью драматургии.
В реальной жизни Камиллы Клодель, конечно же, был Огюст Роден, история их любви довольно плодотворная почва для экранизации, любовь всегда рентабельный товар. Но Брюно Дюмон обращается к радикально другой части жизни Камиллы, жизни нелюбимой Камиллы, некрасивой и брошенной Камиллы. После смерти Родена она была помещена в лечебницу для душевно больных и с тех пор менялась только география, но не специфика места. Мать ни разу не приезжала к Камилле, но брат, Поль, приезжал. Чтобы описать взаимоотношения брата и сестры, Дюмону не нужно было делать очных ставок. Поль пишет письма, говорит с Богом и, что важно, это взаимоотношения, которые всегда сложно проследить, разгадать – отношения с самим собой, на чистоту. Встреча Поля и Камиллы в фильме все-таки имела место, но закончилась тем же, чем заканчивались все встречи брата и сестры в реальной жизни.
Таким образом, к черту идут визуальные излишества, к черту идут актерские юродствования, Брюно Дюмон транслирует абсолют Камиллы.

Одиночество

Кинокартина французского режиссера Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» была представлена на Одесском Международном Кинофестивале. Думаю, имя этой женщины достаточно известно, по крайней мере, среди людей заинтересованных в искусстве и творчестве. Камилла Клодель – известный французский скульптор и график. Ее судьба оченьтрагична – последние 30 лет своей жизни Камилла провела в психиатрической лечебнице. Но, по записям врачей в ее карте, определенно, что каких-либо серьезных расстройств она не имела. Складывается впечатление, что пребывание Камиллы Клодель в лечебнице было намеренным. Скорей всего, на такое заключение в одиночестве ее обрек родной брат - Поль Клодель. Видимо он боялся талантливой одаренности своей сестры и того, что он никогда не станет более известным, чем она.
Фильм «Камилла Клодель, 1915» как раз затрагивает то время, когда Камилла уже пребывает в психиатрической лечебнице. Звуковой ряд киноленты переполнен немой тишиной, что проявляет внутреннее одиночество Камиллы Клодель. Визуальный ряд имеет широкую градацию нюансных изменений – от окружающей среды и до настроения главной героини.
«Камилла Клодель, 1915» не первый фильм, снятый про эту талантливую женщину. Ранее уже был снят фильм «Камилла Клодель» режиссером Брюно Нюиттеном. Но он раскрывал другую сторону жизни скульптора – ее взаимоотношения с Роденом. Он фундаментально повлиял на ее творчество, был ее наставником и любовником. Тем не менее, наличие этой киноленты подталкивает критиков для сравнения двух картин.

Бедная Камилла или кино не для всех

1915 год не зря упомянут в названии ленты, и многое объясняет. Это печальный период в жизни талантливого скульптора Камиллы Клодель (Жюльет Бинош) – она находилась в психиатрической лечебнице. По мнению многих исследователей, упрятали ее туда совершенно безосновательно, а поспособствовал этому сам великий Родэн, наставник и любовник Камиллы, который в какой-то момент решает, что ученица превзошла мастера, отказывается жениться на девушке, и из банальной зависти ломает ей всю жизнь.
Фильм будет интересен, пожалуй, только тем, кто интересуется такими историями, и в курсе этой действительно драматичной женской судьбы талантливой девушки попавшей в мясорубку своего времени и чужих страстей.
На протяжении всей ленты можно наблюдать, как уныло и безрадостно проводит Камилла свои дни в психушке: бедная девушка то смеется, то плачет, то сидя на скамейке, долго смотрит вдаль, то сварив яйца, ест их, уединившись от таких же несчастных бедолаг. В этих тяжелых условиях она ведет довольно сложную внутреннюю жизнь.
Тяжело видеть Жюльет Бинош среди настоящих сумасшедших и душевнобольных (довольно жестокий режиссерский ход). Она явно не производит впечатление загубленного гения, а к финалу драмы ее роль сводится к тому, что она лишь молчаливо-проникновенно смотрит в объектив камеры. Если Изабель Аджани, сыгравшая Камиллу Клодель в киноленте 1988года, показала ее страстной натурой, со всеми жаркими истериками и психозами, то Камилла в исполнении Бинош получилась как «вещь в себе», и внутренние бури и метания ее разума слишком скрыты от посторонних глаз. Жюльет Бинош – прерасная актриса, однако здесь она настолько сдерживает свои эмоции, пытаясь показать внутреннюю боль, что совершенно теряется в довольно жестком антураже.
Камилла как Бога ждет своего брата, в надежде, что он вытащит ее на волю, но тот остается непреклонным, и обрекает ее на жизнь в психушке.

Гении тоже люди.

Гала-премьера Одесского Международного Кинофестиваля, работа режиссёра Брюно Дюмона - "Камилла Клодель, 1915". Кто интересуется искусством, тот знает о трагической судьбе талантливой женщины-скульптора Камилле Клодель. О тяжелейшем периоде жизни, о пребывании Камиллы в психиатрической лечебнице на юге Франции, вот о чём повествует этот фильм. Первые минут 15-20 достаточно сложно понять, что за события происходят, и происходит ли что-то вообще. Небольшое количество диалогов и монологов, всё сосредоточено на эмоциях и тишине.
Во время просмотра возникает ряд вопросов относительно выбора именно этого периода жизни Камиллы. Почему было не показать зрителю тот период, когда она была по-настоящему счастлива и востребована?! Неужели человеческие страдания могут быть интересней истории любви и творчества двух гениев?! Но ведь в жизни тоже не всё так сладко и гладко, периоды взлётов сменяются периодами падений.
Искусствоведы и по сей день не могут прийти к однозначному мнению по поводу отношений Камиллы Клодель и Огюста Родена. Кем они был друг для друга? Кто был музой, кто - гением? В этом фильме эти вопросы кажутся не такими уж важными, важно совершенно другое. Какими бы ни были отношения Камиллы и Родена, почему такой талант оказался настолько никому ненужным, а судьба талантливого скульптора такой безразличной даже самым близким родственникам?!
Фильм невероятно тяжёлый, но Жюльет Бинош играет блестяще. Глядя на её игру, сам Станиславский мог бы воскликнуть: "Верю!". Идя на просмотр, запаситесь салфетками и терпением, чтобы досмотреть до конца. По правде сказать, на кинофестивале многие не высидели даже до середины. Видимо от этой ленты ожидали чего-то другого, но ведь всем известно, что счастливым концом, к сожалению, она никак не может закончиться. Не осуждаю тех, кто не досмотрел ленту, но всё же надеюсь, что Вы окажетесь более стойкими, ведь в самое ближайшее время картина выходит в прокат.

«Камилла Клодель, 1915» — картина категорически не популярная и в то же время не совсем фестивальная. Во время фестивального просмотра настолько монотонной ленты, как эта, я с пониманием оглядывался на людей, которые мирно засыпали. К концу сеанса пришлось будить едва ли не ползала.

Медитативность фильма объясняется особой атмосферой одиночества, в которой оказалась главная героиня. Жизнь для неё словно остановилась. В психиатрической лечебнице, где она пребывает, единственный человек, которому она хоть немного доверяет, — сумасшедшая женщина, не способная из-за своего недуга сказать и слова.

В последние несколько лет Жюльет Бинош всё никак не может найти для себя достойного партнёра по съёмочной площадке. Сыграть на равных с этой актрисой не удаётся практически ни одному артисту.

Поэтому и появляется Бинош то в эпизодических ролях (как в «Космополисе» Кроненберга или «Опасном квартале» Монтиеля), то в роли не просто главной героини, а вовсе ключевой персоны во всём фильме. Так, она буквально вытянула на своих плечах медитативную ленту Кияростами «Заверенная копия» и провокационную киноработу Шумовской «Откровения».

К последним весьма справедливо можно причислить и «Камиллу Клодель, 1915», так как картина напоминает сеанс у психотерапевта. Камера буквально сканирует малейшие изменения в настроении Камиллы. Ну, а чтобы правдиво сыграть все эти нюансы, необходим поистине божественный талант.

Для того чтобы максимально точно войти в состояние своего персонажа, перед съёмками Бинош даже прожила некоторое время в настоящей психлечебнице. Кроме того, она внимательно перечитала все письма, отправленные в своё время Камиллой из больницы. Когда работа над лентой должна была вот-вот начаться, актриса настолько сильно вжилась в образ Камиллы, что и сама начала писать письма родным от её имени.

Режиссёр Бруно Дюмон снимает в среднем по одному фильму в два-три года. И первые его четыре ленты («Фландрия», «Человечность» и т. д.) если не удостаивались наград на престижнейших фестивалях класса «А», то по крайней мере участвовали в их конкурсных программах. Последнего тоже добиться весьма и весьма непросто. Однако после этого он создал две проходные картины, которые получили на IMDb не больше 6,3 баллов.

Так что «Камилла Клодель, 1915» стала для Дюмона своеобразным возвращением, как считают многие кинокритики, в «высшую лигу европейских кинематографистов». Эта лента участвовала в конкурсной программе Берлинале и, буду надеяться, ознаменовала новые вершины в его творчестве.

Первое, с чем сравниваешь эту картину, — романтический байопик «Камила Клодель» (1988). Главную роль в нём сыграла другая великая французская актриса Изабель Аджани, за что получила «Серебряного медведя» Берлинале. В целом же «Камилла Клодель» номинировалась на два «Оскара» и «Золотой глобус», а также получила семь «Сезаров», не считая других многочисленных наград.

Весь этот перечень регалий не двузначно даёт понять, что фильм 1988 года лучше творения Бруно Дюмона. Так что если вы ещё сомневаетесь, смотреть «Камиллу Клодель, 1915» или нет, спешу посоветовать ленту с Изабель Аджани.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы