В прокат выходит знаменательный документальный фильм о первопроходце в кастинге, то есть подборе актёров на роли в фильмах, Мэрион Доэрти, приложившей руку ко многим культовым лентам «нового Голливуда». В ленте Тома Донахью говорится о становлении профессии кастинг-директора в Голливуде и карьере Доэрти с 1949-го в форме архивных кадров, ранних кинопроб, воспоминаний кинозвезд и режиссёров, интервью самой «богини кастинга» и её коллег.
В «Кастинге» уделяется также внимание Линну Столмастеру, но никто не отрицает определяющей роли Доэрти (1923–2011) в революционном подходе к подбору актёров в американском кино. В начале 60-х Мэрион только-только начинала карьеру в телесериалах («Обнаженный город», «Трасса 66»), а властные киностудии держали свои «конюшни» из актеров, которые играли один типаж персонажей всю жизнь. В отличие от других кастинг-менеджеров, в 1960-м Мэрион купила особняк в Нью-Йорке, разместив там собственное независимое кастинговое агентство «Marion Dougherty Associates». По замечанию одной из сотрудниц, агентство, в котором работали одни женщины, порой напоминало увеселительное заведение с цепкой бандершой во главе. В те годы здесь постоянно ошивались Мартин Скорсезе и Вуди Аллен, и Доэрти сыграла весомую роль в успехе «Энни Холл», «Таксиста» и «Бешеного быка».
В трогательных интервью многие актёры — Джефф Бриджес, Дастин Хоффман, Аль Пачино, Гленн Клоуз, Роберт Дювалл, Роберт-Де Ниро, Клинт Иствуд, Джон Войт, Роберт Редфорд, Ричард Дрейфус, Дэнни Гловер, Мел Гибсон — признаются, что не будь у них Мэрион, не было бы в помине их культовых ролей и статуса кинозвезды. Талантливая женщина искусно использовала свои театральне связи, будучи ярым приверженцем школы Ли Страсберга и системы Станиславского. Благодаря её меткому глазу, чутью и настойчивости мир впоследствии узнал о Джеймсе Дине, Уоррене Битти («Бонни и Слайд»), Джоне Войте («Полуночный ковбой») и «носатом коротышке» Дастине Хоффмане («Выпускник»), до этого в течение семи лет игравшего в театре.
Автор «Кастинга» не ограничивается одними лишь видеопризнаниями звезд, но и ловко вплетает карьерный взлёт Доэрти в общую историю кастинга. Далеко не секрет, что пробы были невыносимым процессом для обеих сторон; режиссеры нервничали, студии артачились, а актёры терялись перед камерой. Мэрион Доэрти стала идеальным мостиком между теми и другими: к примеру, англичанин Джон Шлезингер впервые снимал фильм в Штатах («Полночный ковбой») и вообще не разбирался в местных актёрах. Выбор Мэрион дуэта Войт-Хоффман удивил его, и Шлезингер в итоге не указал ее имени в титрах. Драма собрала ворох наград и признание зрителей и целых сорок лет режиссера мучала совесть за содеянное. Мэрион всегда могла поддержать и подбодрить актёров и ни один из ее протеже не дал осечку, как это было в случае с Сибилл Шепард, снимавшейся у Питера Богдановича.
В 1976-м Мэрион таки перебралась в Голливуд, где она возглавила департамент по подбору актеров на студии «Paramount». Три года спустя ее переманил «Warner Bros.», где она проработала вплоть до 1999-го, когда её уволили из-за преклонного возраста, несмотря на заслуги перед кино. За это время Доэрти порабатала над «Аферой», «Мир по Гарпу», двумя «Бэтменами» Тима Бертона, «Цельнометаллической оболочкой» Кубрика, «Вечно молодым», «Мавериком» и всей франшизой «Смертельного оружия». Сегодня сложно представить четыре фильма Ричарда Доннера без Гибсона и Гловера, однако именно Мэрион «нутром» почувствовала, по её словам, что нужно вытащить Гибсона из австралийской фермы, а на роль напарника позвать афроамериканца, то есть Гловера.
«Кастинг» — редкий подарок для киноманов, так как чрезвычайно насыщен нужной информацией, любопытными кадрами и комментариями, раскрывая киноиндустрию изнутри. В последние минут десять фильм Донахью взывает к совести Киноакадемии, намекая на отсутствие у кастинг-менеджеров номинации на «Оскар». Но даже тут документальный байопик трогает до глубины души: собранные письма от ведущих деятелей в сфере кино в поддержку специальной награды для Мэрион Доэрти вызывают лишь молчание. Но думаю, для талантливого и заботливого агента по кастингу достаточно было вечной благодарности от взращенных ею актёров. И в который раз убеждаешься истине фразы Скорсезе, что «успех картины на 90% зависит от подбора актёров». Сама же Доэрти говорила, «что кастинг-директор никогда не скажет: „я знаю, он или она станет звездой“, поскольку это вздор. Кастинг — это игра твоего „нутра“. Ты чувствуешь талант и потенциал у себя „под ложечкой“. Все дело в чутье и удаче».
Премьерный просмотр «Кастинга» прошёл в гостеприимном кинотеатре «Киев» в зале «Синематека».