Народ моего деда Dedemin insanlari

IMDb: 8.1 (3,368)
Сюжет
Драма, вдохновленная детством режиссера, о насильственной миграции между Турцией и Грецией в 1923 году, как это видит десятилетний мальчик.
Трейлер №1
Рецензии

Драма повествует о лете 1980 года в одном из городишек на Эгейском побережье Турции. На экране разворачиваются непростые отношения дедушки Мехмета Яваша (Четин Текиндор) и его 10-летнего внука Озана (Дурукан Челиккая), а также внутри их семьи в контексте масштабных преобразований в стране. Мехмет-бей — из семьи турков-иммигрантов, которые были вынуждены переехать с острова Крит на побережье Малой Азии в 1923 году в результате насильственной миграции между Грецией и Турцией.

В рамках недавно прошедших Дней турецкого кино в Киеве одной из сильнейших оказалась во многом автобиографичная картина известного у себя на родине Чагана Ырмака («Мой отец и мой сын», «Мой нетронутый остров», «В темноте»). Как сказал сам режиссёр, он снял «Народ моего деда» в лёгком стиле и не хотел, чтобы зрителю было совсем грустно. Весь фильм — это поиск ответа на вопрос «почему», преследовавший его деда в течение всей жизни.

Хотя я был скептично настроен к продукту турецкого производства, вскоре вынужден был признать приятную ошибку. На деле драма оказалась удивительно честной по отношению к себе и зрителям, толерантной по отношению к грекам и в чём-то жизнеутверждающей, проповедуя принцип «всё прошлое возвращается, а настоящее следует воспринимать с лёгкой иронией и философией». Впрочем, сам постановщик вначале рассуждает на тему «если бы да кабы», а затем кидает это неблагодарное дело и выдаёт яркое двухчасовое полотно из его детства.

Львиная доля ленты разворачивается в начале 80-х, когда в Турции произошёл очередной военный переворот. Вначале и в конце нас возвращают к временам повзрослевшего Озана, а ближе к середине драмы показывают 1923 год и саму миграцию.

Возможно, картина с национальными мотивами (поэтому будет интересна немногим) и снята не по канонам семейной драмы, местами затянута и не имеет «центра тяжести». Но нельзя не поймать себя на мысли, что на экране Турция открывается нам совершенно с другой стороны, чем та, которую мы привыкли видеть. Семья Мехмет-бея оказывается удивительно солнечной (папа Ибрагим, мама Нурдан, бабушка Надира), как и само солнце Эгейского моря, её непринуждённый отдых в деревушке снят красочно и живо, так, словно ты находишься рядом с ними.

Но картина Ырмака о другом. Мехмет-бей, держащий суконную лавку в городе, покинув Крит в 7-летнем возрасте, всю жизнь мечтает хоть раз съездить на свою малую родину — в прежний родительский дом. Но вот незадача: греки весьма настороженно относятся к месту его рождения и выдают визы неохотно. Даже когда он таки получает разрешение, турецкое правительство то захватит северный Кипр, то к власти придёт диктатура. Понимая, что мечта так и останется мечтой, уважаемый в городе старик бросает в воды Эгейского моря бутылки с посланием внутри. В то же время его внук Озан всячески вредит благополучию всех окружающих: хамит близким, издевается над помешавшейся Перузат (Хумейра Акбай) и бездомным Байрамом (Юнал Силвер) и протестует против всего.

Красной нитью через всю картину проходит мудрость Мехмет-бея, который может и внука образумить, и в чувства привести растерянного от прогнившей власти зятя. Дедушка Озана, пусть и идеализированный, но блестящий представитель ушедшего поколения, для которого семья, честь и доброта не только к близким были важней всего. «Народ…» — грустная картина об ушедшем времени, о надеждах, сочувствии и любви.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы