Новый кинотеатр «Парадизо» Nuovo Cinema Paradiso

oKino:
8.4
8.4/10
из 10
IMDb: 8.5 (115,368)
Оскар 1
Золотой глобус 1
Британская академия 5
Каннский кинофестиваль 1
Сезар 3
Смотреть трейлер
Сюжет
Фильм — признание режиссера в любви к кинематографу вообще и к своему фильму — в частности. Не этим ли объясняется такое количество его версий? Первая версия фильма шла 2 часа 35 минут. В международном прокате фильм демонстрировался 2 часа 3 минуты. Через несколько лет появилась лента на 20 минут длиннее, в которой главный герой, влюбленный в кино, не только приобщается с детства к волшебному миру экрана в лице старого киномеханика (Нуаре), но и познает обыкновенную человеческую, плотскую любовь прямо на полу кинотеатра "Парадизо". В первом варианте, возможно, по цензурным соображениям эти кадры отсутствовали. Фильм получил спец. приз МКФ в Канне, премию "Феликс", премию "Оскар" за лучший зарубежный фильм 1988 года. Это сентиментальный рассказ о счастливых днях, когда итальянское кино еще не знало о том, что такое "кризис итальянского кинематографа". В центре разделенной как бы на три части картины — сицилийский мальчишка Сальваторе. В возрасте 10 лет он тайком проникает в кинотеатр и видит, как священник (Триесте) вырезает все сцены с поцелуями. Он занимает теплое местечко в сердце деревенского киномеханика Альфредо (Нуаре), который сам озвучивает диалоги актеров. Для Альфредо кино — это волшебство. Во второй части подросток Сальваторе влюблен в белокурую дочь банкира (Нано). В последней — Альфредо появляется уже знаменитым кинорежиссером (Жак Перрен). Он возвращается в Сицилию на похороны Альфредо и находит свою давно потерянную любовь (в исполнении Брижит Фоссе). Специальное полное издание фильма было выпущено в Великобритании в 1993 году (167 минут). (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

Знаете, кто самый рьяный фанат кинематографа в ленте «Новый кинотеатр «Парадизо» Джузеппе Торнаторе? Как ни странно, это деревенский священник. Он приходит каждую неделю в кинотеатр, словно на мессу, чтобы цензурировать новую картину. В то время как зрители смотрят кино, он сидит возле киномеханика с маленьким колокольчиком. Как только он замечает минимальный намек на плотскую сцену или то, что он подразумевает как плотское, — звонит колокольчик, сеанс останавливается, и механик вырезает «срамную» сцену. Так, на полу проекционной кабинки образовывается гора из пленки с удаленными моментами, которые не суждено увидеть никому, по крайней мере в этой деревне.

Действие «Нового кинотеатра «Парадизо» происходит на Сицилии в последние годы перед появлением телевидения. Два главных героя картины — старый Альфредо (Филипп Нуаре), который крутит фильмы для местных жителей, и молодой Сальваторе (Сальваторе Кашо), для которого кабинка киномеханика становится домом. Следуя эмоциональному накалу, Сальваторе с все большим интересом наблюдает за Альфредо, который борется с упрямой машиной, выплескивающей волшебные картинки на экран. Поначалу механик пытается прогнать мальчишку, но со временем смиряется с его присутствием в кабинке и относится к нему, как к собственному ребенку. В свою очередь, Сальваторе относится к старшему, как к отцу, а к фильмам (и в этом вся соль «Парадизо») — как к матери, ведь настоящим родителям на него, мягко говоря, наплевать.

Мне интересно, существовал ли на самом деле когда-либо такой кинотеатр, как «Парадизо», который показывал бы такие разнообразные ленты. Во вступительной части Торнаторе рассказывает, что прообразом послужил кинотеатр в его родном городке, в котором крутили всё от Куросавы до дешевых лент о Геркулесе. Самые интересные фильмы в «Парадизо» — голливудские мелодрамы, в которых мужчина и женщина зачарованно смотрят друг на друга, подходят ближе, обнимаются и… Через несколько секунд, по мановению священника, уже стоят друг напротив друга с многозначительными взглядами.

История рассказана в форме воспоминаний известного режиссера Сальваторе ди Вита (Жак Перрен) о старом друге Альфредо и его волшебной кабинке. «Новый кинотеатр «Парадизо» напомнил мне некоторые эпизоды из «Американской ночи» Трюффо, где маленький любитель важнейшего из искусств ворует постер «Гражданина Кейна». Мы понимаем, что магия экрана способна заворожить и унести в иную реальность, что и делает с мальчиком. Ведь он привязан не столько к Альфредо, сколько к фильмам. И рефлексирует он на самом деле не о старом друге, а о том, как кино стало его целью и жизнью.

Мне кажется, что каждому любителю кино этот фильм придется по душе, но есть одна сцена, которая тронула меня особенно. Однажды Альфредо понимает, что он может проектировать изображение через окно своей кабинки, через главную площадь на большую стену. Таким образом, еще больше жителей могут поучаствовать в магическом действии кино, пролетающего над их головами, когда они сидят на стульчиках перед стеной. Для меня это и стало главным посылом картины — какая же ужасная трагедия, что телевизор заменил большой экран, и люди больше не смотрят кино в дружественной компании себе подобных. Хотя можно пожурить и большой экран за то, что он не вырос еще больше, чтобы, в конце концов, стать одного уровня с тем кино, которое он демонстрировал.

«Новый кинотеатр «Парадизо» — один из самых лучших фильмов о кино. Мало где еще вы найдете такую страстную любовь к изобретению братьев Люмьер, пронесенную через годы и различные испытания. Эта история не оставит равнодушным никого, кто сам себя считает почитателем кинематографа в его лучших проявлениях.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы