Откровения Elles

oKino:
5.8
5.8/10
из 10
IMDb: 5.7 (4,163)
Смотреть трейлер
Жанр: драма
Оператор: Михал Энглерт
Композитор:
Слоган: «Сексуальное пробуждение замужней парижанки»
Премьера в мире:
Бюджет: €3 530 000
Рейтинг MPAA: NC-17
Сюжет

Анна работает журналисткой в модном журнале Elle, и у нее выдался нелегкий день. В одно и то же время она пытается дописать к дедлайну очередной материал, сделать все необходимые покупки и приготовить еду к ужину, на котором будет присутствовать ее начальник с супругой. Ко всему прочему, из головы у Анны не идут ее двое сыновей: один из них прогуливает уроки, второй же вообще не интересуется внешним миром, посвящая все свободное время видеоиграм. Периодически мы видим флешбэки из недавнего прошлого Анны. Как выясняется, ее последняя статья посвящена проституции в современном Париже: точнее, студенткам, которые торгуют своим телом, чтобы иметь возможность платить за обучение. Среди флешбэков есть как сцены из повседневной жизни студенток, так и фрагменты интервью, которые Анна у них берет. С одной из своих героинь — Шарлоттой — Анна встречается в парке. Шарлотта более чем спокойно относится к идее отдаваться своим клиентам за деньги; она уже пробовала устроиться на обычную работу, однако выяснилось, что при занятиях проституцией меньше страдает учеба. Алисия, приехавшая во Францию из Польши, — совсем другое дело: у нее серьезные проблемы с деньгами, и за помощью ей обратиться некуда. Постепенно, занимаясь сексом за деньги, она, тем не менее, смогла заработать на хорошую квартиру и жизнь, полную удовольствий.

Трейлер
Кадры
Рецензии

В центре сюжета — журналистка, пишущая для журнала Elle статью о девушках, которые зарабатывают проституцией. Долгие разговоры с парой таких заставляют её задуматься о роли секса в её личной жизни, о месте женщины в обществе, а также о многих других, сильно отдающих феминизмом, вещах.

Журналистское расследование для главной героини перерастает в личную рефлексию. В этих оскорблённых девушках, вынужденных добывать себе средства на учёбу и проживание через постель, она узнаёт себя. Невнимание к ней мужа, развязность старшего сына и младший — зомбированный компьютерными играми — всё это заставляет её почувствовать себя не полноценной женщиной в своём доме, а всего лишь существом, выполняющим определённый набор функций: секс, уборка в доме, еда на столе, одежда и, собственно, всё.

Тем не менее эмоциональный накал в этой картине как-то неясно увядает, не вылившись в итоге ни во что. Идиллия семейного завтра, показанная в последней сцене, кажется полнейшим разочарованием, так что некоторые зрители во время украинской премьеры этой картины раздражённо вскакивали с мест.

Интимность некоторых сцен могут понять исключительно женщины. Потому-то это один из немногих фильмов, после которых больше говорят именно девушки, а не парни (которые обычно пытаются прослыть в глазах девушки всезнающими интеллектуалами, анализируя просмотренную только что ленту). Так, ближе к концу есть сцена, в которой главная героиня видит за столом всех мужчин, которые регулярно трахают девушек-проституток. Журналистка впивается глазами в лицо каждого из них так, словно они кувыркались в постели с ней лично, а не с тему девушками-студентками.

Даже самая развязная девушка всё равно сохраняет верность. Женщина испытывает это чувство намного острее мужчины. В связи с этим многочасовые обсуждения своих любовников с каждой случайно подругой — это не пустая трата времени, а внутренняя потребность в том, чтобы разобраться: можно ли посвящать всю себя тому или иному человеку или нет. Оттого-то женщины постоянно сравнивают про себя между собой мужчин, которые были их любовниками в разное время. И красиво продуманная сцена за столом — чудесная иллюстрация этого состояния.

Жюльет Бинош за год до этого в очередной раз показала, что может буквально на себе самой «вытягивать» весь фильм. Именно благодаря её мастерству медитативная лента Аббаса Кияростами «Заверенная копия» приобрела множество подтекстов.

В течение всей своей карьеры актриса снимается в польских фильмах — очевидно, сказываются её польские корни. Наверняка, в ином случае она бы в своё время не сыграла настолько проникновенно в шедевре поляка Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: Синий». Да и в этой картине — «Они» — она более чем убедительна.

Прекрасно сыграла польская актриса Джоэнна Кулиг. Страсть и смятение, похоть и растерянность, власть и безысходность — все эти чувства контрастно сменяются в её персонаже. И сыграно всё это абсолютно без фальши.

Как всегда, на высоте Кристина Янда, появляющаяся буквально в одном эпизоде, который, однако, обязательно запомнится. Она сыграла мать польской девушки, которая зарабатывает проституцией. Учуяв неладное, женщина рассматривает дорогие наряды своей дочери, осторожно ходит по огромной квартире и задаёт ей всего один вопрос. Но каждый шаг, каждый взгляд создают полноценный портрет матери, которая переживает за своего ребёнка и понимает, что уже стала посторонним человеком в его жизни.

Польский режиссёр Малгожата Шумовска в своих фильмах постоянно поднимает актуальные социальные темы. Феминизм, граничащий с бунтом, — в драме «Они», кризис семейных отношений — в «33 сценах из жизни», а название её фильма «Солидарность, солидарность» говорит само за себя.

Чрезвычайный акцент на актуальность в этих картинах зачастую блокирует их художественные качества. Не стал исключением и «Они».

Написано под Paul Desmond

Журналистка Анна (Жюльет Бинош) готовит статью для Elle о парижских студентках, подрабатывающих проституцией. В центре сюжета сама Анна, её проблемы в семье, а также две интервьюируемые девушки: одна из французской глубинки Шарлотта (Анаис Демустье), другая — полька Алисия (Иоанна Кулиг), учащаяся в парижском вузе. Задавая раз за разом наводящие вопросы, Анна постепенно понимает ущербность своего мира, затевая опасные игры со своим подсознанием.

Драма польского режиссёра Малгожаты Шумовской исполнена в нише арт-мейнстрима, и больше похожа на психологический опыт, нежели на кинокартину с событиями и обычным стилем повествования. Обладательница «Серебряного леопарда» (за «33 сцены из жизни» в 2008) сняла свой первый французский полный метр как череду флешбэков, всплывающих в памяти успешной женщины, у которой дедлайн сдачи материала плюс сокращение количества знаков статьи. Постепенно зрителю дают понять, почему журналистка так борется за сохранение написанного материала: тему статьи она пропускает сквозь себя, обнажая давно наболевшие вопросы собственной сексуальности и неурядиц в доме.

К слову, и в начале, и в конце постановщица выбирает удачный кадр с гостиной Анны на весь экран, давая понять, что стиль, богатство убранства и простор далеко не всегда означают счастье в душе измождённой женщины, на которую не обращают внимания ни сыновья, ни вечно занятый супруг. Впрочем, заглавная тема — проституция среди студенток — здесь доминирует. Нам преподносят визуальные интервью двух разных девушек. Одна, Шарлотта, твердит, что, раз начав, потом это затягивает как курение. Будучи девушкой из нормальной семьи, она уверена в том, что занятие проституцией её ничуть не унижает, а наоборот, даёт дельный доход. Другая, Алисия, однажды попав в неурядицу с деньгами, попробовала и втянулась, заработав в итоге на квартиру. Она совершенно отличается от толковой Шарлотты, но их объединяет одно — аморальные представления о приличиях в современном обществе.

По задумке Шумовской, обеспеченная и зажатая в себе героиня Бинош внезапно осознаёт, что и она продаёт себя за те блага, которые её окружают. Пессимизм журналистки усугубляется одиночеством в квартире, курением на фоне Эйфелевой башни и слушанием именно той классики, которой чаще всего злоупотребляют в драмах. Вдобавок Анне кажется, что муж её избегает, а старший сын вовсе взбунтовался. И как нельзя кстати подворачивается интервью с девчонками, вкусившими запретный плод: вот Анна пьёт с Алисией до упаду, вот задаёт неоднозначные вопросы Шарлотте. В конце концов муж Патрик заявляет, что она совсем свихнулась со своей заметкой о шлюхах, а она отвечает: «Они не больше шлюхи, чем остальные женщины».

Шумовская знала загодя о том, что она затеяла: она сняла фильм-провокацию, который должен был вызвать дискуссию в обществе и обратить взоры критики и карманы зрителей на неё и сосценаристку. Впрочем, умело исследовать женское начало ей не всегда удаётся, и порой наблюдать за терзаниями скучающей женщины в одной из самых процветающих стран становится действительно скучно. «Они», представленные на «Молодости» как «Профессионалки» (в России — «Откровения»), — чисто субъективный и противоречивый взгляд на понимание черты, за которую можно заходить современной женщине. И наличие клише вроде ужина с воображаемыми клиентами проституток или завтрака в финальной сцене из разряда «как ни в чём не бывало» не делают из «Откровений» откровение для кинотусовки.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы