Параджанов

oKino:
7.0
7.0/10
из 10
IMDb: 6.7 (115)
Смотреть трейлер
Композитор:
Слоган: «Feed your obsessions, be a genius»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 3 октября 2013
Бюджет: €1 980 000
Сюжет
Режиссер Сергей Параджанов создает прекрасные фильмы. Его нон-конформистское поведение входит в противоречие с Советской системой. За свою эксцентричность он попадает в тюрьму. Его нерушимая любовь к красоте позволяет ему устоять в годы тюремного заключения, изоляции и забвения.
Трейлер (украинский)
Кадры
Рецензии

«Параджанов – гений!»

В одной из сцен именно такими словами оглашал дом Параджанова специально нанятый мальчик в тоге, когда к знаменитому режиссёру и сценаристу в гости в Тбилиси приехал Марчелло Мастроянни. «Параджанов» — это первый по сути байопик о великом художнике, чей универсальный разум и душу очень убедительно постарался передать на экране Серж Аведикян. Картина лишь отчасти приоткрывает завесу таинственной личности Сергея Параджанова, который сам про себя шутил, то он «армянин, рожденный в Грузии, сидел в русской тюрьме за украинский национализм».

Режиссёр и непревзойденный художник коллажей имел в виду свой первый настоящий мировой успех — «Тени забытых предков» (1964) по творению М.Коцюбинского. На экране причудливым образом иногда вовлекают в атмосферу съёмок и других картин постановщика — визуально совершенный «Цвет граната» (1968) про поэта Саят-Нова, «Легенда о Сурамской крепости» (1984) и последней законченной работы «Ашик-Кериб» (1988). Мы неслучайно указали даты выпуска картин творца. Именно так авторы фильма обозначили годы гонений и изгнания Параджанова. В 1973—1977 гг. он отсидел в тюрьме по срамной для советской власти статье, после долгие годы не допускался на киностудии. Но даже будучи не у дел, талантливый художник не переставал быть вечным экспериментатором и провокатором, а также по уместному замечанию кинокритика Андрея Плахова интернационалистом и человеком-оркестром.

«Параджанов» был совсем недавно выдвинут от Украины на соискание премии «Оскар» в номинации за «лучший иностранный фильм». Кинофильм — редкий случай копродукции четырех стран — Украины, Армении, Франции и Грузии, а постановщиками выступили Елена Фетисова и французский режиссёр армянского происхождения Серж Аведикян, исполнивший и заглавную роль. Внешне очень похожий на Сергея Иосифовича Аведикян известен короткометражными фильмами. Например, его «Лающий остров» о бродячих собаках в Константинополе получил «Золотую пальмовую ветвь» в своей номинации. Кроме того биографическая лента получила приз зрительских симпатий на Одесском МКФ.

Байопик тем не менее из ряда других не выбивается; не каждому под силу снять весомое кино о многогранном человеке, чьё творчество будут осмысливать ещё долгие годы. Тандем Фетисова-Аведикян не пошёл по пути стандартного построения сюжета. Местами он выглядит как калейдоскоп из символичных миниатюр, ярких и нарочито блеклых, состоящих не только из баек и реальных историй, но и фантазий, на которые художника фильма вдохновляли коллажи великого мастера. По части баек и цитат лента не столь щедра, и часто выглядит намеренно раздробленной на мелкие эпизоды, чтобы в финале сойтись в одно целое. Впрочем, здесь создатели немного дали маху: Параджанов никогда не гонялся за мировым признанием, поэтому спокойствие в финальной парижской сцене на лавочке немного портит общее впечатление от просмотра.

Мы не можем требовать от обычного байопика сверхъестественного; каждый имеет право на собственные взгляды на жизнь большого фантазёра и великого визионера кино. Но главную свою функцию фильм выполняет сполна: незнакомые с творчеством Параджанова зрители точно захотят пересмотреть его кинофильмы, а самые преданные посетить музей в Ереване, городе в котором он хотел умереть. Можно долго нарекать авторам на довольно субъективную манеру подачи материала, но то, что они постарались познакомить имя режиссёра с публикой, незнавшей его, уже достойно похвалы.

Между прочим слова, что выкрикивал мальчик при встрече с Мастроянни, абсолютная правда: Параджанов всегда знал себе настоящую цену.

«Параджанова» признали лучшим украинским фильмом на Одесском кинофестивале. А жаль. Ведь если эта лента и может называться первой или лучшей, то уж только в том, что в ее создании принимали участие сразу четыре страны. Столь широкой копродукцией не может похвастать ни одна другая картина времён независимости. Относительно же своих художественных качеств эта киноработа весьма и весьма посредственна.

И если в Украине этот фильм ещё отметили, то на фестивале класса «А» в Карловых Варах (в жюри которого уж точно не нашлось ни одного заинтересованного лица) он получил самую низкую оценку среди всех представленных картин.

Подобные «разборы фестивальных полётов» этой ленты необходимы потому, что её авторы всячески объясняют своё откровенно слабое творение именно тем, что «это фестивальное кино». Так вот — вовсе оно не фестивальное. А с другой стороны — и не совсем зрительское.

Фильм этот представляет собой своего рода мозаику сюжетов и любопытных историй из жизни великолепного Сергея Параджанова. Художник, режиссёр, душа компаний, провокатор, изобретатель и бесконечный фантазёр — его жизнь была переполнена экстравагантными случаями. Поэтому сценаристам уж точно не пришлось ничего додумывать. Сотни баек о Параджанове, которые фигурируют просто в разговорах кинематографистов, было бы достаточно уже для целого сериала.

В этой же ленте можно встретить ключевые моменты жизни и творчества Параджанова: эмоциональные отношения с супругой и — деликатные — с любовником, стихийные бури творческого процесса и не менее яркие богемные вечеринки. Однако в целом фильм выглядит лишь бледной карикатурой на творческий мир Параджанова.

Точка опоры ленты — главный герой — показывается здесь словно манекен. Его эмоции выглядят на экране наигранно, а переживания — фальшиво. Наблюдая за ним, не можешь избавиться от мысли, что это подделка, а не реальный Сергей Параджанов. И дело не во внешнем сходстве/несходстве, а в том, что Серж Аведикян, сыгравший здесь главную роль, сделал ставку на внешние эффекты, а не на внутреннее содержание. Авторы картины словно любуются её героем, а не показывают его внутренний мир.

К слову, Аведикян выступил и сорежиссёром этой ленты. Так что в его карьере «Параджанов» стал первым полнометражным фильмом. До этого он снял семь короткометражек, одна из которых — «Лающий остров» — даже была удостоена в Каннах «Золотой пальмовой ветви» за лучший короткий метр. Узнав этот факт, начинаешь догадываться, почему «Параджанов» производит впечатление раздробленности. Не из-за того ли, что Аведикян привык к короткому формату, эта полнометражная киноработа смотрится как альманах новелл о жизни великого режиссёра?

Подводя итоги, не могу разобраться в одном: для кого снят этот фильм? Зрителям, которые лично знали Параджанова, смотрели его картины или слышали о нём хоть какие-то байки, лента будет просто неинтересной, ведь ничего нового они в ней не почерпнут. А для тех, кто не знаком с творчеством этого режиссера, фильм «Параджанов» покажется раздробленным, пресным и несколько отталкивающим.

Лучше пересмотреть какую-нибудь картину самого Параджанова (снятых начиная с 1964 года), чем тратить время на эту фальшивку.

Фильм «Параджанов» — это уникальный проект, посвященный великому украинскому режиссеру. Сняли ленту Серж Аведикян и Елена Фетисова, которая выступила еще и сценаристом, и продюсером ленты, а Аведикян сыграл Параджанова в возрасте от 40 до 60 лет. Картина стала самым дорогим украинским проектом за годы независимости. Съемки поддержали другие страны: Армения, Грузия, Франция.

Кинолента рассказывает историю о неординарном человеке — талантливом кинематографисте Сергее Параджанове. Его работы удивляют зрителей, затрагивают самые потаенные струны души, однако они не нравятся властям. Параджанов — нонконформист, его поведение отличается от того, что пропагандирует советская система. На самом высоком уровне принимается решение изолировать режиссера и заставить народ забыть о существовании его киноработ.

Эксцентричность Параджанова приводит в ужас тех, кто привык жить по сценарию, написанному правительством. Спецслужбы считают своим долгом посадить провокатора в тюрьму. Они заводят дело на Параджанова, и на основе полностью сфабрикованных обвинений суд принимает решение — тюремное заключение.

Однако Сергей Параджанов, даже оказавшись за решеткой, не меняет своего мнения о тоталитарной власти, не склоняет перед ней голову. Несмотря на все невзгоды, он остается верен себе и искусству. После тюрьмы режиссера ожидают годы забвения и запретов на его картины, но гений Параджанова неиссякаем: им движет стремление показать людям истинную красоту, которая может изменить мир…

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы