Неопытная учительница английского Эрин Грюэлл (Хилари Суэнк) устраивается в школу, в которой учатся дети из неблагоприятных районов Лос-Анджелеса. Эрин — девушка из приличной семьи, никогда еще не сталкивающаяся с проблемами людей из бедных семей. Преисполненная надежд, вдохновленная началом своей профессиональной деятельности, Грин даже не могла подозревать, что ей придется узнать. А реальность для нее заключалась в непростом классе, в котором все ученики были негласно поделены на противоборствующие группировки. Уже совсем скоро столкнувшись с серьезными проблемами, Грин все же решает не отчаиваться и попытаться помочь разношерстным подросткам стать настоящим коллективом.
Красавице Хилари Суэнк не откажешь в таланте. Ленты «Бессонница», «P. S. Я люблю тебя», «Писатели свободы» можно записать в актив актрисе, но прославилась на весь мир Суэнк благодаря другой работе. Сотрудничество с Клинтом Иствудом позволило тогда еще 30-летней актрисе моментально вспорхнуть на голливудский «Олимп». После выхода спортивной драмы «Малышка на миллион» уже ни у кого из зрителей не оставались сомнения по поводу гигантского таланта Суэнк. «Писатели свободы» вышли на три года позже «Малышки», поэтому именно фамилия Суэнк, указанная в постере картины, зазывала зрителя в кинотеатры. И очень даже не зря. Хилари полностью отдала всю себя этой роли. Учительница Эрин получилась прекрасно. Наивная, несколько излишне застенчивая, добрая и решительная Грюэлл вызывает у зрителя ответную бурю эмоций. Суэнк сумела показать настоящего Педагога, который не только учит, но и воспитывает, защищает, имея индивидуальный подход к каждому из учеников. Самоотверженная игра Хилари великолепно дополнилась игрой актеров второго плана. Каждый из учеников получился личностью. Выделю Эйприл Л. Эрнандез, Джейсона Финна и Жаклин Туйет.
Нью-йоркский режиссер Ричард ЛаГравенес сумел отказаться от нравоучительно-назидательного тона в повествовании своей истории, предпочтя сделать акцент на психологии общения в учебном коллективе. Что примечательно, зрителя не давят крупными планами страдающих от расизма детей. Нет, ведь главное — это не эмоции героев, а общий смысл происходящих в классе событий. Таким образом режиссер дал публике возможность спокойно подумать над идеей фильма, не ударяясь в излишне драматичное сопереживание. Вот в этом и заключается самый сильный режиссерский ход ленты.
Начало фильма получилось очень захватывающим, буквально «вгрызающимся» в зрителя. Что только не делала главная героиня, желая добиться единственного необходимого результата — сплочения. И пересаживала учеников, из-за чего те стали пропускать занятия, и пыталась стать «матерью» для каждого, не имеющего толики любви в своем доме. Конечно же, все ее действия встретили сопротивление как со стороны «слепой» администрации, так и со стороны подопечных. Но Грин настойчиво твердила себе, что капля понимания и любви гораздо эффектнее, чем «хлыст» — железная дисциплина и тотальный контроль.
Я мог бы поставить фильму «Писатели свободы» самый высший балл, даже с плюсом, если бы не смазанный, совсем уж «клюквенный» финал. Смотреть, как история резко меняет свой «вектор» и как вчерашний ученик, способный убить другого человека, превращается в нежный «цветочек», несколько смешно. Фильму бы лучше подошел открытый финал, чем позитивный. Но, я понимаю, Голливуд требует оставаться в привычных рамках. Вот за эти рамки я оценку и снижаю. Крепкая «четверка». На мой взгляд, достойная для просмотра лента.