Сказки Золотого века Amintiri din epoca de aur

oKino:
7.6
7.6/10
из 10
IMDb: 7.8 (3,127)
Сюжет
Румынский коммунизм на последнем издыхании, но люди еще живы. Пазл из шести, ничем, на первый взгляд, не связанных, историй — комичных, странных и зловещих: по улицам ездят полуразвалившиеся «дакии», люди несут домой все, что плохо лежит, партия отдает абсурдные приказы, обязательные к исполнению, граждане мрачнеют с каждым днем, но внутри каждого живет неуничтожимая мечта — любить и быть любимым.
Трейлер
Рецензии

Одним из главных признаков независимости молодого государства является то, сколь осознанно оно относится к своему «зависимому» прошлому. Если в Украине лишь в редких, даже исключительных, случаях появляются фильмы, трактующие события двадцатилетней давности (и ранее), то в большинстве других европейских стран подобное кино выходит ежегодно. Это подтверждает, что необходимость разобраться в своём прошлом — это залог осознанного настоящего.

Именно к этой категории фильмов относятся и «Сказки Золотого века», уже в названии которых чувствуется ирония, ведь «золотым» здесь назван период, когда Румыния находилась под властью коммунистов. Это время серости, идеологической агонии, которая не приводила ни к чему дельному. Это эпоха спектакля, который вначале прикрывал полнейшую бездеятельность, а потом вуалировал уже неспособность что-либо делать. На деле же «золотым веком» называли эпоху правления в Румынии лидера Чаушеску, который припал на закат социалистической партии в стране.

Картина предлагает зрителю посмотреть на этот период в истории с разных сторон, что заставляет как посмеяться, так и взгрустнуть, как почувствовать лёгкую ностальгию, так и сплюнуть, почувствовав вместе с тем горький привкус того времени.

Лента состоит из шести короткометражек, снятых разными режиссёрами. Некоторые из них — просто лёгкие комедии, другие — социальные драмы. Для половины режиссёров, работавших над этими фильмами, они стали режиссёрскими дебютами, ещё для кого-то — сиюминутным переходом из телевизионного в авторский кинематограф. На общем фоне очень ярко выделяется Кристиан Мунджиу — самый яркий представитель «румынской новой волны», обладатель Каннской «Золотой пальмовой ветви» и целого ряда других престижных наград.

В сюжет каждой из короткометражек искусно вплетён символизм. Так, застывшие в бесконечном вращении на карусели представители компартии, приехавшие с проверкой в провинциальный городок, являются символом абсурдности таких ревизий, которые неизменно превращались в праздник, который никому не был нужен. Возня с фотографиями в передовой газете в другой ленте приоткрывает перед зрителем газетную ложь, в которой тонули все официальные СМИ.

Заключительный фильм альманаха от Кристиана Мундждиу и вовсе взял на вооружение библейский образ. Главные герои этой картины налаживают нелегальный бизнес по продаже яиц. Яйцо словно символ новой жизни (а значит, и нового миропорядка) намекает на предпринимательскую жилку жителей Румынии, которым коммунистическая власть не давала возможности заниматься собственным бизнесом. Драматическое окончание этой ленты показывает, что коммунистический уклад не давал возможности людям самостоятельно выстраивать жизнь и воплощать собственные инициативы, а только лишь подчиняться мутному делопроизводству, который диктовала партия. Поэтому-то здесь и показывается, что капиталистический мир как бы остаётся лишь в зачатке («невылупившимся яйцом»).

Особенность картины заключается в том, что в ней не только критикуется советская эпоха, но и раскрываются негативные стороны её мироуклада. Мещанство и тупое желание «поесть чего-то вкусненького», возведённое в самоцель, присуще людям и сегодня. Поэтому, глядя на героев одной из короткометражек, которые героически пытаются достать свежую свинину, испытываешь одновременно и сожаление к этим людям, и отвращение к ним. Как ни странно, но сегодня, когда свинина уже не является деликатесом и её можно купить практически в каждом супермаркете, для некоторых людей она всё ещё остаётся не меньшей ценностью, чем во времена Чаушеску. Оказывается, попытки вырваться из коммунистического строя были нужны большинству людей не для того, чтобы свободно путешествовать по миру, иметь доступ к мировой культуре и развивать свой бизнес в глобальном масштабе, а лишь для того, чтобы хорошо поесть…

Удивительно, но, обличая болезни прошедшей эпохи, «Сказки Золотого века» подчёркивают недуги современного общества. Оттого-то и впечатление они оставляют несколько меланхоличное.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы