Сорок сердец

oKino:
0
0/10
из 10
Сорок сердец
Рецензии

Если бы в Советском Союзе был свой канал а-ля Discovery, фильм «Сорок сердец» смотрелся бы в его репертуаре очень гармонично. Научно-популярный контекст этой картины подавляется идеологическим: любой энциклопедический факт здесь сопровождается расшаркиванием перед советской властью. Правда, спустя 80 лет с момента её премьеры всё, что в ней есть коммунистического, воспринимаешь с улыбкой, в то время как художественные достоинства вызывают большой интерес.

Лента снята в эпоху становления социалистической идеологии, поэтому электричество показывается здесь как энергия советской власти. В 20-30-е годы популярность «Лампочки Ильича» в стране росла прямо пропорционально признанию коммунизма среди обычных людей. Само название «Сорок сердец» — символ сорока электростанций по всему Союзу, которые быстрыми темпами были построены «формирующимся пролетариатом». Собственно, к десятилетию ГОЭЛРО и было заказано снять такой фильм.

В ленте мастерски соединены игровые, документальные и анимационные кадры. Однако, несмотря на художественное мастерство и изобретательность, с помощью которых смонтирован фильм, его в своё время запретили за «злостное формалистическое трюкачество, искажение советской действительности, буржуазные влияния».

Ленту снял Лев Кулешов, который начал изучать киноискусство ещё в Российской империи и встретил революцию уже сформировавшимся юношей. Уже в 21 год он самостоятельно снимал полнометражные фильмы. Его картины стали у истоков советского киноискусства. За свою жизнь он написал выдающуюся книгу «Основы кинорежиссуры», которая актуальна и сегодня — спустя столетие. Не удивительно, что после того, как его работы запрещали с абсолютно абсурдными формулировками, он поспешил сосредоточиться на преподавании, а после войны и вовсе перестал снимать.

Анимацию для этой кинокартины создавал Иван Иванов-Вано, на экранизациях русских народных сказок которого выросло ни одно поколение. Его конструктивная мультипликация соответствовала веяниям в искусстве 30-х, когда моден был футуризм (в советском искусстве всё появлялось с опозданием).

Сегодня символы, вплетённые в эту анимацию, приобрели новое значение. Например, сцена, в которой отображено, как люди начали массово идти на заводы, показана как стройные ряды одинаковых человечков, следующие на завод, где они постепенно скапливаются в монолитную массу. Когда их масса вырастает, на экране появляется громогласное слово «Пролетариат». И если в те годы этот эпизод наверняка убеждал зрителей в том, насколько сильна «стихия коммунизма», то сейчас чёрное пятно, в котором исчезают люди, устремляющиеся на завод, отпугивает. Пришедшее на смену тогдашнему коллективному сегодняшнее индивидуальное сознание воспринимает этот символ как что-то губительное.

Словом, эта картина стала лишним подтверждением, что истинные шедевры советского кино обязательно должны были отлежаться на полке и лишь потом попасть на глаза истинным ценителям.

Написано под Chemical Brothers

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.