В зеркале Ayneh-ha-ye rouberou

Сюжет

Рана — наивная, набожная и преданная традициям женщина. Через несправедливый арест мужа, вынуждена работать таксистом, чтобы выжить. Адина — состоятельная трансексуалка с бунтарской натурой. Девушка убегает из дома, чтобы избежать принудительного брака. Тем самым оказывается в такси Раны. Так их жизни переплетаются. Двух женщин ждет путешествие, полное открытий и вызовов собственным верованиям и убеждениям.

Трейлер
Рецензии

Сюжет фильма «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou) развивается вокруг встречи двух иранских женщин, которые являются практически полной противоположностью друг друга. Первая — Рана — наивная и набожная, преданная мусульманским традициям женщина. После того, как её муж оказывается за решёткой из-за того, что не может выплатить долг кредиторам, она вынуждена сесть за руль и работать таксистом, чтобы выжить самой с ребёнком и по-немногу погашать огромный долг мужа.

Другая — Адина — скрытая трансексуалка из очень состоятельной семьи, которая пытается сбежать из Ирана в Германию, где может свершиться её мечта и она поменяет пол. Её бунтарская натура нарочито подчёркивается практически в каждой сцене и поступке. Одевается она как парни, однако на ней такая одежда смотрится не столько мужеподобно, сколько вызывающе.

В самый ответственный период для каждой из этих женщин, их судьбы пересекаются. Пытаясь понять друг друга, и Адина и Рана получает свой жизненный урок.

Так, Адина, увидев, как её подруга скучает по арестованному мужу, говорит, что сможет начать жизнь в свободном обществе Германии, где нет запрета на то, чтобы поменять пол, но, наверное, никогда не сможет испытать те же чувства любви, какие испытывает Рана.

Таким образом гомосексуализм в фильме показывается скорее как признак социальной свободы, нежели душевной.

Один из важных второстепенных персонажей фильма — дорога. Так, в эпизоде, когда обе главные героини рассказывают о своей судьбе, которая заставила одну заниматься абсолютно не женским делом, а другую — вовсе сменить пол, показывается горная дорога, в то время как слова героинь слышны из-за кадра. Таким образом, при помощи традиционного символа жизни — дороги — подчёркивается как бы неотвратимость происходящего в жизни каждой из них.

Если Рана, сев за руль в качестве таксиста, показывает, что отступать от традиций можно, если это вынуждают обстоятельства (ведь в Иране не принято, чтобы женщина занималась такой работой). То Адина — доводит право не повиноваться традициям до высшей меры.

Эти два персонажа близки в своей противоположности. В связи с этим у фильма и такое название «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou), которое можно, с одной стороны, толковать, как раздвоение в личности самой Адины (тайно желающей поменять пол). С другой же — обе главные героини идеально отображаются друг в друге: каждая из них борется за своё счастье, спасая свою «вторую половинку». И если для Раны эта «половинка» — в муже, то для Адины — в том, кем она станет после операции.

Зеркало хоть и отображает реальность, но всё же показывает лишь иллюзорную (плоскую копию) реально существующих вещей. Однако человек в праве самостоятельно решать: по какую сторону от зеркала — иллюзия, а по какую-реальность. Общность и в то же время различие между главными героинями как раз в том и заключалась, что реальность для каждой из них находилась по разные стороны от плоскости зеркала.

Большое внимание уделяется обычаям и традициям, с которыми подобное инакомыслие Адины никоим образом не вяжется. В картине ощутим перевес в сторону симпатии к этой героине. В то время как другая сторона показывается достаточно упрощённо — её отец, для которого поступок дочери это не инакомыслие, а кощунство, показывается упрямым и агрессивным, в нём однобоко показываются отрицательные черты.

Конфликт на почве гомосексуализма в фильме показывается эмоционально и эстетически, при этом спорам и обсуждениям этой проблемы уделяется не слишком много внимания. Даже восприятие патриархально воспитанной и живущей Раны проблемы Адины выглядит слишком спешным, ведь женщина, все свои годы прожившая в подобной традиционной идеологии, вряд ли бы смогла столь спешно принять «кощунственную» точку зрения своей подруги-трансексуалки.

В Иране только зарождается эта проблема, точнее, с каждым годом становится чуть громче её публичное звучание. При этом, каждый фильм, поднимающий эту тему оказывается под угрозой строгого запрета. Например, в этом месяце в стране запретили все телепередачи, в которых показываются любовные треугольники или полуобнажённые мужские тела. Если в Иране накладываются запреты на такие (вовсе не берущиеся во внимание в «западном» мире) вещи, то разве может идти речь о столь сложной проблеме гомосексуализма?

Подобная острая реакция на гомосексуализм в кино в Европе возникала не позже 60-х годов. Однако наша культура значительно гибче закостенелого мусульманского традиционализма, который ещё долго будет принимать подобные коллизии в штыки.

Нарочито в фильме «В зеркале» (Ayneh-ha-ye rouberou) и изображение «свободного Запада» — в тех нескольких эпизодах, происходящих в Германии, постоянно происходит какой-то праздник: по улицам ходят артисты в карнавальных костюмах, а среди обычных прохожих нет практически ни одного, кто бы ни улыбался.

Написано под армянский дудук Дживана Гаспара

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.