Великий Гэтсби The Great Gatsby
Книга Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» была и остается культовым американским произведением. Этот роман — колоссальная трагедия, которая не просто заставляет содрогнуться, а загоняет читателя в тупик, потому что ни одного шанса на благополучие ни одному из героев книги автор не оставляет. И если первая глава — это интригующее приключение из светской жизни, то при чтении последних страниц возникает желание «отмотать все назад» и подсказать Гэтсби, Нику, Дейзи, что их ждет в дальнейшем.
При этом экранизации романа вызывают прохладные отзывы критиков. Особенно не посчастливилось последним двум кинокартинам (База Лурмана
Этот фильм получился слишком манерным, построенным на простых контрастах. Но самое большое разочарование — это Роберт Редфорд в роли печального рыцаря Джея Гэтсби. Гэтсби в книге — это фантом, галантный кавалер, на которого многие даже не обращают внимания. Он среди всех и сам по себе. Он гонится за богатством и мечтает о «зеленом огоньке». В нем сосредоточены, как в фокусе, все крайности американского общества и категоричный уход из жизни воспринимается вполне закономерно. Редфорд изобразил холодного и гордого человека, в страстях и в чувствах которого легко усомниться. В нем нет жилки предпринимателя — он просто денди с безукоризненными манерами.
Дейзи в исполнении блистательной Миа Фэрроу вышла совсем тускло. В романе это героиня, между внешним образом и мыслями которой находится непреодолимая пропасть. Читатель лишь изредка догадывается, о чем на самом деле и как сильно переживает эта героиня. В фильме «Великий Гэтсби» перед зрителем оказывается светская леди, жеманная и ветреная, если быть откровенным. Эта героиня способна вспыхнуть эмоциями, но трудно сказать, каковы ее чувства.
Сюжетная линия картины в целом точно передает структуру книги. Даже авторский текст Ника (Сэм Уотерстон) был сохранен. Но в этой буквальности кинематографисты дошли до крайней степени упрощения. Том (Брюс Дерн) — прямолинейный мужлан. Общество в целом — толпа пьющих и жующих безликих повес.
Драма «Великий Гэтсби» 1974 года не вызывает интереса даже с эстетической точки зрения. Многочисленные наезды камеры и крупные планы утомляют, как и цветовая гамма (даже если такой цвет не был выбран сознательно, а является технологической особенностью съемки).
И последнее: огорчение, о котором никак нельзя умолчать, — это музыка. Нелсон Риддл не пытается создать атмосферу в кадре — он энергичными оркестровыми партиями диктует зрителю уровень эмоционального накала.