В этот уикенд в Одессе пройдет шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи 2015».

За два дня на открытой площадке на морском вокзале покажут четыре полнометражных фильма и любопытную подборку старой украинской анимации.

Особенностью «Немых ночей» всегда было то, что здесь можно было увидеть отреставрированные немые кинофильмы в новом музыкальном сопровождении, причем в совершенно разных стилей: от традиционного аккомпанемента на фортепьяно до экспериментального джаза и электроники. Далее о том, какие кино- и меломанские удовольствия ожидают посетителей в этом году.

В огне рожденная

«В огне рожденная» (1929) — масштабный эпос об истории белорусского народа и один из первых знаковых фильмов белорусского кинематографа. Не лишенный пропагандистской подоплеки (акцент на угнетении белорусских крестьян на протяжении всей истории, пока власть в стране не захватили красные), этот фильм содержит много примет авангардного кино: необычный монтаж и ракурсы, двойная экспозиция, нелинейное повествование. Благодаря этому «В огне рожденная» — не только ценный документ культуры, но и произведение искусства.

Показ «В огне рожденной» будет сопровождаться выступлением белорусской группы Re1ikt, играющей альтернативный, прогрессив и фолк-рок.

Эротикон

«Эротикон» (1929) фильм Густава Махаты, снятый им в родной Чехословакии после голливудской стажировки у самого Эриха фон Штрогейма. Сюжет «Эротикона» мало отличается от большинства мелодрам того времени: это история бедной провинциальной девушки, соблазненной и брошенной мужчиной из другого сословия. Андреа (так зовут главную героиню) убегает от позора в город, где обретает определенный социальный статус, который окажется под угрозой, как только она вновь встретит бывшего любовника. Несмотря на название, любовные сцены в картине невинны, зато сняты эстетски и чувственно, с погружением в переживания героев. Манера съемки Махаты повлияла на кино французского поэтического реализма, а сам режиссер несколько лет спустя снял более скандальную мелодраму «Экстаз», стилистическое продолжение «Эротикона».

На фестивале «Эротикон» будет идти под музыку чешского коллектива FORMA, играющего электроджаз и даунтемпо.

Социальный распад

«Социальный распад» (1932) — раритет фестиваля «Немые ночи». Это фильм, положивший начало греческому неореализму в кино и одна из самых выдающихся картин в истории этой страны. Режиссер ленты Стелиос Татасопулос сыграл здесь главную роль — бедного студента Диноса. Он бросает университет ради работы, но вскоре теряет ее, тяжело переживая уход возлюбленной. Динос оказывается на самом дне, но находит выход в борьбе за права рабочего класса. В фильме «Социальный распад» затронуты неудобные, но до сих пор актуальные темы, как-то бедность, наркомания, коррупция, беззаконие и социальное неравенство.

Показ «Социального распада» пройдет под музыку украинского джазового пианиста Юрия Кузнецова, который уже не в первый раз «озвучивает» немые фильмы. Кузнецов сочинил и исполнил саундтреки для «Арсенала», «Страстей Жанны Д’Арк» и «Костер пылающий».

Ветер с порогов

«Ветер с порогов» (1929) завершить фестиваль «Немые ночи» в этом году. Это украинский фильм о том, как строительство Днепрогэса влияет на людей, живущий в обреченном на затопление селе. В центре сюжета — конфликт внутри семьи Ковбаней: старшее поколение не хочет мириться с тем, что их хату и величественные днепровские пороги уничтожат, а младшее — приветствует новые изменения и провозглашенную властью индустриализацию. Задуманный как пропагандистский, сегодня этот фильм воспринимается иначе, вызывая много вопросов о гуманности индустриализации, памяти — семейной и национальной.

Новую музыку к фильму «Ветер с порогов» исполнит одесский ансамбль Artokrats (две скрипки, альт, виолончель, контрабас и фортепьяно).

НIМI НОЧI 2015 from Dovzhenko Centre on Vimeo.

Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи»

22—23 августа

Начало показов: 20:30

Место: Одесса, причал яхт-клуба на Морском вокзале

Стоимость билетов: 120 грн