Femme mute — тема 7-го Международного фестиваля немого кино и современной музыки «Немые ночи», который состоится 8—10 июля в Одессе на причале яхт-клуба морвокзала.

Организаторы фестиваля предлагают провести три июльские ночи с тремя сильными женскими образами разных стран и вероисповеданий: Наталией Ужвий («Тарас Трясило», 1926, УССР), Лиллиан Гиш («Ветер», 1926, США) и Жуань Линъюй («Богиня», 1934, Китай). Социальная жизнь отражается в искусстве, а в драме героинь раскрывается проблематика эмансипации.

Также в программе 7-го фестиваля «Немые ночи» ожидаются две мировые премьеры украинских фильмов, которые долгое время считались утерянными. Среди них - лента режиссера Петра Чардынина «Тарас Трясило», созданная на Одесской киностудии. К слову, в двадцатые годы это был один из самых дорогостоящих кинопроектов: эпизоды сняты в дворцах, актеры одеты в богатые костюмы. Сам фильм представляет историческую сагу о казачестве, хотя был найден в Французской синематеке в 1998 году под названием «Татары».

Еще одна премьера — авангардистский эксперимент Михаила Кауфмана «Небывалый поход» — рассказывает о женщине в период коллективизации. В фильме используются новаторские подходы, в частности, в монтаже. Кауфман известен и сотрудничеством со своим братом, режиссером фильма «Человек с киноаппаратом» Дзигой Вертовым.

Первый день фестиваля, 8 июля, посвящен памяти многолетнего участника и друга «Немых ночей», выдающегося одесского пианиста, основателя Odessa Jazz Fest — Юрия Кузнецова (1953–2016). Ученики и преемники импровизационно-джазовой техники мэтра почтут его память во время фестиваля.

Второй день, 9 июля, познакомит с жизнью женщины с американского юга в фильме Виктора Шестрема «Ветер». Современный аккомпанемент картины — от Supremus, проекта киевлян, братьев Дмитрия и Сергея Радзецких, которые работают в жанрах академического авангарда, фри-джаза, авант-прог, фьюжн, эмбиент.

В третий день кинофестиваля, 10 июля, зрителей ждет «изюминка» от китайского кинематографа — «Богиня», реж. У Юнган. Под музыкальное сопровождение белорусского андеграундного аккордеониста Ягора Забелова можно будет увидеть историю женщины, оставшейся без средств к существованию и вынужденной продавать свое тело, чтобы прокормить ребенка. Удивительно то, как волна женской эмансипации в кино хлынула в те годы даже на Восток.

Детальная программа доступна на сайте фестиваля «Немые ночи» mutenightsfestival.com.

НIМI НОЧI 2016 from Dovzhenko Centre on Vimeo.

Автор: Наталия Домини