3 сентября в украинский прокат выходит иранская картина «Такси» — один из лучших фильмов этого года, обладатель главной награды Берлинского кинофестиваля.

Это кино вызывает интерес не только благодаря своим художественным качествам и авторитетом режиссера Джафара Панахи, одного из лидеров иранского авторского кинематографа. «Такси» — это творческий и политический жест, который перекликается с актуальными событиями у нас.

Джафар Панахи

«Такси» — уже третий фильм Панахи, сделанный им после судебного запрета снимать кино. Панахи — диссидент, не скрывающий своего недовольства иранской властью, нарушением прав и свобод человека в родной стране, положением отдельных групп населения, будь то женщины, которым запрещено даже посещать футбольные матчи, или заключенные. Склонность к бунту появилась у Панахи еще в детстве, когда он, вопреки воле отца, ходил в кино — на фильмы, которые, по мнению его родителей, могли плохо повлиять на юношу. Но если бы не тот интерес к запретному, Панахи в дальнейшем не открыл бы для себя «Похитителей велосипедов» или фильмы иранской новой волны, оказавшие на него огромное влияние.

В собственном творчестве Панахи не раз наталкивался на недовольство властей. Например, в Иране были запрещены картины «Круг» и «Офсайд», затрагивающие положение женщин в стране. «Офсайду» даже не помогла полученная ранее награда от жюри Берлинского кинофестиваля. Власти неоднократно препятствовали выезду режиссера за границу, даже для участия в международных кинофестивалях. Пиком конфликта стал арест Панахи в 2009 году на похоронах студентки, убитой во время протестов против президента Ахмадинежада. Тогда, под давлением международной общественности, признанного режиссера отпустили. Но спустя полгода его вновь арестовали — в собственном доме и без четкой формулировки обвинений.

Такси

В конце 2010 года иранский суд вынес режиссер приговор — официально за антиправительственную пропаганду и намерения совершить действия против государственной безопасности. Панахи дали 6 лет тюрьмы и запретили писать сценарии и снимать фильмы на протяжении 20 лет. Но режиссера это не остановило. В то же время он сделал «Это не фильм» — документальное кино, в котором Панахи ожидает судебного решения в своей квартире — единственно возможной тогда для него локации. На Каннский фестиваль картину привезли нелегально: чтобы иранские пограничники не изъяли запись, флешку с видео спрятали в выпечке.

Репрессии против Панахи не остались незамеченными, объединив кинематографистов и культурных деятелей Ирана и мира. На каждом крупном кинособытии звучал призыв освободить иранского режиссера, правительства западных стран присуждали ему награды и звания. Благодаря огласке заключение спустя год заменили домашним арестом. И это не заставило Панахи бросить творчество: свой следующий фильм «Закрытый занавес» он снял в полной секретности в загородном доме с занавешенными окнами — о сценаристе, который скрывается от властей.

«Такси» — самый жизнеутверждающий из всех фильмов, снятых Панахи после осуждения. Здесь сам режиссер, задумчивый и улыбающийся, сидит за рулем желтого автомобиля и бесплатно подвозит своих соотечественников, а зритель узнает истории каждого из них, а также что-то об иранском обществе, о свободе и о Панахи.

Такси

Приговор не снимать кино режиссер обходит, не используя в фильме титров: нигде не указано, что это работа Панахи, сам он не снимает, разве что немного поправляет авторегистратор. Основная камера за весь фильм ни разу не покидает салон такси, а кадры на улице делает только маленькая племянница режиссера — на свой смартфон. Запретить заниматься творчеством невозможно — будто бы говорит нам Панахи. Особенно сегодня, при большом выборе и минимальном необходимом наборе технических средств.

«Такси» — это также оммаж фильму «Десять» Аббаса Киаростами, его учителя, у которого Джафар работал ассистентом на съемках. И оммаж Панахи самому себе: в историях его попутчиков узнаются те или иные моменты из его старых фильмов. «Такси» — кино политематическое и одновременно легкое: из непосредственных, иногда комедийных бесед Панахи и его пассажиров складывается цельное изображение иранского общества, политической ситуации в стране и обстоятельств, в которых оказался режиссер. Вот разговорчивый вор, который поддерживает наказание воровства казнью. Племянница Панахи, зачитывающая религиозные предписания, как надо снимать кино — то, что ей надиктовали в школе, задав снять учебный проект. Именно она, десятилетняя Ханна, забирала в Берлине «Золотого медведя» для «Такси», пока заслуживший награду дядя оставался в Иране под арестом.

Племянница Панахи забирает награду в Берлине

Перед фестивальной премьерой «Такси» Джафар Панахи опубликовал заявление: «Ничто не может помешать мне снимать кино. С тех пор, как меня загнали в определенные обстоятельства, я обращаюсь к своему внутреннему „я“, и в таком личном пространстве, несмотря на ограничения, необходимость творить становится еще сильнее». Панахи напоминает о том, что человека невозможно лишить внутренней свободы, как и невозможно посадить за решетку искусство, которое переживет все политические режимы.