В следующий четверг в украинский прокат выходит нашумевшая украинская картина «Племя». Получив в мае несколько наград в Каннах, фильм продолжает собирать урожай фестивальных призов по всему миру и получать восторженные рецензии.

По просьбе oKino.ua Алена Екимова посмотрела «Племя» и лично убедилась в том, за что так хвалят это кино и почему его надо смотреть.


Дебютный полнометражный фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя» — событие важное и значимое. По реализму и жестокости это достойный ответ и балабановскому «Грузу 200», и сигаревскому «Жить», только сделан он самобытно. Фильм идет два часа и за это время с экрана вы не услышите ни слова — все актеры общаются на жестовом языке. «Для любви и ненависти не нужны слова»,  говорит режиссер, и его «Племя» полностью соответствует сказанному. Молчаливо соответствует.

Главный герой Сергей попадает в интернат для слабослышащих, но ни дружного класса, ни веселых и интересных уроков здесь нет. Зато есть криминальная группировка «Племя». Его «новые друзья» в свободное от уроков время грабят людей и подрабатывают сутенерами, эксплуатируя двух местных девок и одиночество ночных водителей. Сергей не хочет быть чужаком и изо всех сил пытается занять свою нишу в этом племени, но ни навыки в драках, ни хорошая физическая форма не способны заставить его сразу понять все правила этой стаи и смириться с тем, что для любви и дружбы там места просто нет. Эти еще не сформированные «дети» живут животными инстинктами по своим звериным законам. Страшно наблюдать за резким изменением главного героя на фоне абсолютно застывших характеров его сверстников.

В фильме нет титров или музыкального сопровождения (как и во всех предыдущих работах Слабошпицкого). Резкие звуки, свисты, шарканье ног, звон разбитой бутылки — без слов все это становится еще более реальным и заставляет нервно ежиться и вздрагивать. Когда на экране происходит диалог на языке жестов — не имея возможности слышать слова — начинаешь обращать внимания на детали, видеть мелочи, дающие подсказку о том, что будет дальше. В конечном итоге все складывается в целостную картинку, и нет ощущения, что ты что-то упустил из-за нехватки слов. Возможно, потому что в фильме зашкаливает уровень любви и ненависти, для которых слова не нужны в принципе.

Потрясающе в «Племени» то, насколько масштабная проделана работа с актерами. Все герои фильма — непрофессиональные слабослышащие актеры. Стоит только догадываться, с какими трудностями столкнулись и актеры, и режиссер на съемочной площадке. Двадцатилетние неопытные ребята воплотили злую и колючую атмосферу фильма так идеально, как не сделали бы исполнители с огромным стажем.

Неискушенного зрителя может поразить жесткий реализм в фильме — наличие большого количества откровенных сцен и насилия. Но это правдивое кино о жизни, о той неприглядной ее стороне, которую мы, возможно, не замечаем, находясь в наших тепличных условиях.

«Племя» смотреть необходимо, чтобы хотя бы увидеть, к чему приводит человеческая жестокость, каких пределов она может достигать, если все, что движет человеком, это жажда денег и власти. Этот фильм будет актуален как сейчас, учитывая политические события в стране, так и много лет спустя.