В минувший уик-энд были объявлены победители 5-го Одесского международного кинофестиваля. Гран-при, определяемый по зрительскому голосованию, получила израильская картина «Мотивации ноль» Талии Лави — комедия о двух подругах, служащих отдаленной артиллерийской базы.

Лучшим фильмом по мнению жюри стала грузинская драмеди «Свидания вслепую» Левана Когуашвили. Глава международного жюри Питер Веббер вручил награду исполнителю главной роли Андро Сакварелидзе. В этой картине его немолодому и одинокому герою пытались найти жену, пока сам мужчина влюбился в замужнюю даму с проблемами. Эта картина получила также высокий рейтинг среди зрителей.

Члены жюри кинорежиссер Сергей Лозница и кинокритик Жан-Филипп Тессе назвали со сцены театра музкомедии имя лучшего режиссера. Этот приз присудили китайцу Йинану Дяо за фильм «Черный уголь, тонкий лед» — самую именитую работу в конкурсе ОМКФ, ранее ставшую лауреатом Берлинале. Дяо на фестиваль не приехал, но передал для церемонии закрытия благодарственную речь на видео.

Лучшей актерской работой признали роль шестидесятилетней дебютантки Анжелики Литценбургер в картине «Party girl». Актриса и мать одного из режиссеров фильма, Сэмюэля Тейса, сыграла практически саму себя, даже имя персонажа сохранили такое же, как у исполнительницы. И она, и ее героиня долгие годы проработали в кабаре и вели разгульную жизнь, пока не изменились семейные обстоятельства.

Специальные награды жюри достались фильмам «Звезда» и «Гуэрос». Первая — драма Анны Меликян о простодушеной девушке, которая мечтает прославиться, для чего делает множество пластических операций. За призом для картины приехала исполнительница одной из ролей Северия Янушаускайте — она сыграла гламурную любовницу олигарха, которая переоценивает жизнь, узнав о том, что тяжело больна.

«Гуэрос» — мексиканское кино, созданное под влиянием французской новой волны — за что фильм и отметило жюри. В черно-белой ленте рассказывается о нескольких юношах, которые коротают время во время студенческих страйков.

Впервые за пять лет на ОМКФ вспомнили о самом знаменитом одесском кинематографисте — Кире Муратовой. Ей вручили награду за вклад в киноискусство, и в тот же вечер под открытым небом прошел показ одной из ее картин — «Астенический синдром». Кира Георгиевна была польщена наградой, в своей речи вспомнила о тяжелой ситуации в стране и том, что на фестивале чуть было не показали старую подцензурную копию «Астенического синдрома».

Лучшей украинской киноработой стала документалка «Сумерки» Валентина Васяновича — трагичная история о том, как в селе доживают престарелая мать и ее слепой сын. Награду режиссеру вручал глава национального жюри Виталий Манский. Русский кинематографист начал свою речь на украинском, которым не пользовался, по его признанию, лет тридцать — с тех пор, как покинул Украину, где вырос.

Впервые на ОМКФ называли лучшего актера в украинском фильме. Жюри назвало сразу двух лауреатов. Первым стал Станислав Боклан, сыгравший слепого кобзаря в драме «Поводырь». Оператор этой картины, Сергей Михальчук, кстати, получил диплом за свою работу. Вторым лучшим артистом объявили турка Усхана Чакиша, сыгравшего в ленте «Люби меня».

Статуэтку «Золотой Дюк» в конкурсе украинских короткометражек завоевала картина «Листопад» — история об уборщице, которая скрыла у себя дома киллера. Во время ОМКФ стало также известно, что этот фильм отправится представлять Украину на кинофестивале в Локарно.

Награды и денежные призы в профессиональной секции (питчинг и презентация work in progress) взяли украинские незавершенные фильмы: криминальная драма о 90-х «Когда падают деревья» Марыси Никитюк, «Александр Довженко. Одесский дебют», мелодрама «Моя бабушка Фанни Каплан», эмигрантская драма «Гнездо горлицы». В последней работе снимался Виталий Линецкий. Продюсер фильма пообещал, что, несмотря на скоропостижную кончину актера, он останется на экране, пускай, сами создатели «Гнезда горлицы» еще не знают, как точно это сделать.

Одесский международный кинофестиваль проходил с 11 по 19 июля. К этому событию на oKino.ua готовили гид по кинопрограмме и дневники фестиваля.