«Кто бы отказался поехать в Лас-Вегас и сорвать банк, и не потому, что вам улыбнулась удача, а потому что вы знаете, как это сделать?», – спрашивает Кевин Спейси, объясняя притягательность истории, положенной в основу фильма «Двадцать одно».

Несмотря на то, что этот сюжет похож на сказку, в которой сбываются заветные желания, он на самом деле вдохновлён реальной историей о группе студентов Массачусетского технологического института, учившихся там в 1990-х гг. «Мне понравился контраст между тем, как они живут в Бостоне – ботаники с карандашами в карманах – и жизнью, которую они устраивают себе в Лас-Вегасе, где они могут быть кем угодно».

«В Лас-Вегасе можно стать кем угодно», – говорит Роберт Лукетич, режиссёр фильма. – «Гении Массачусетского технологического становятся рок-звёздами. Ключи от города у них в руках. Им доступно то, о чём большинство из нас может только мечтать».

Сопродюсер Спейси Дэна Брунетти когда-то давно слышал разговоры о математических гениях из Массачусетского технологического института, которые нашли своим способностям вполне конкретное применение: высчитали алгоритм выигрыша в блэкджек и накололи лас-вегасские казино на миллионы. «С того момента, как я начал играть в блэкджек, меня не переставал поражать тот факт, что алгоритм этой игры можно разгадать», – говорит Брунетти, – «А потом случилось так, что один мой друг на ужине познакомился с человеком, который когда-то занимался отслеживанием карт. Я тогда подумал, что это отличная идея для фильма». Брунетти знал, что эта история заинтересует Спейси, «но дело не продвинулось, пока Бен Мезрич не написал рассказ для журнала «Wired».

Статья Мезрича о юных гениях из Массачусетского технологического института, выигравших у казино Лас-Вегаса на их же поле, вышла в сентябрьском номере «Wired» за 2002г. В ней было всё: высокие ставки, ситуации, когда герои оказывались на волосок от провала из-за службы охраны казино, поверхностная мишура и изнанка гламурной жизни Лас-Вегаса - и поэтому реальная история читалась как голливудский триллер. Брунетти сразу же оценил её потенциал и связался с Мезричем, который поначалу подумал, что это розыгрыш (что было бы очень в духе студентов Массачусетского технологического института).

«Этот парень звонит мне и говорит: «Привет, я Дэна Брунетти, с вами хочет поговорить Кевин Спейси». Ну ладно. Я записываю номер и обещаю перезвонить. Ищу в Гугле «Дэна Брунетти» - оказывается, он и правда работает с Кевином Спейси!». Вскоре Брунетти и Спейси купили права на эту статью.

Оказалось, что Лукетич тоже прочитал эту статью в «Wired» и подумал, что из этого получился бы отличный фильм. «Я только что вернулся из европейского турне в поддержку фильма «Блондинка в законе» и думал, чем заниматься дальше. Я прочитал в журнале «Wired» о команде одарённых студентов Массачусетского технологического института, обыгравших казино в Лас-Вегасе, но когда я позвонил, оказалось, что права уже купил Кевин Спейси. Прошло несколько лет, и сценарий оказался на моём рабочем столе – он ко мне вернулся. Я думаю, это было предрешено».

Продюсер Майкл Де Лука объясняет, что эта книга затрагивает каждого, кто мечтает обыграть казино в Лас-Вегасе. «Я всегда был поклонником игры в блэкджек», – говорит он, – «и прочитав книгу, я пытался использовать описанный в ней метод отслеживания карт. Если вы не математический гений, вряд ли вам это удастся, но всё равно трудно удержаться. Когда удаётся правильно всё вычислить и выиграть кучу денег, это очень приятно».

Когда книга Мезрича появилась в магазинах, она феноменальным образом продержалась в списке бестселлеров 59 недель, было продано полтора миллиона экземпляров. Книгу перевели на двенадцать языков, и она по до сих пор хорошо продаётся.

Чтобы сделать из книги Мезрича киносценарий, создатели фильма несколько изменили сюжет, но они подчёркивают, что эти драматургические вольности не затрагивают то, что сделало книгу столь популярной. «Это развлекательный фильм, а не документальная драма», – говорит Дэна Брунетти, – «Мы немного изменили сюжет, чтобы получился развлекательный фильм. Действие происходит в настоящее время, и мы добавили немного романтики. Но мы не тронули суть истории, то, что делает её захватывающей: напряжённое действие, высокие ставки, поддельные удостоверения личности и напускную храбрость, с помощью которых герои пробиваются наверх в стремительном Лас-Вегасе, обыгрывают казино и прибирают к рукам миллионы. Всё это есть в книге, и в фильме тоже».

На написание книги и создание фильма авторов вдохновила история Джеффа Ма, который в середине 1990-х гг. был студентом Массачусетского технологического института, где его завербовали в команду игроков в блэкджек. Но того, что Ма и его товарищи были одними из самых блестящих умов страны, для успеха было недостаточно. «Я думаю, меня взяли в команду, потому что решили, что у меня получится, не просто за мой ум, а ещё и за моё умение держаться и готовность отправиться в казино и продавать себя», - рассказывает он.

Ма много раз бывал на съёмочной площадке как в Лас-Вегасе, так и в Бостоне, и даже сыграл в фильме в эпизодическую роль дилера. «Каждый хотел бы, чтобы это случилось с ним», – говорит Ма. – «Всё хотят выиграть в Лас-Вегасе и удержаться на плаву в этом городе».

В команде Ма был главный игроком: после того, как его компаньоны-наблюдатели обнаруживали «горячую» колоду, Ма подсаживался за этот стол и делал высокие ставки. Ма говорит, что ему приходилось бороться со своей натурой, чтобы играть эту роль убедительно. «Всегда был страх, обоснованный или иррациональный, что нас поймают», – говорит он. – «Я не выношу, когда на меня кричат. Так что независимо от того, могли ли нам в казино причинить физическую боль, нас никогда не покидал страх».

Участие в этой авантюре перевернуло жизнь Ма, не только на время участия в команде, но и в будущем. «Я думаю, что многие люди ходят на работу, которая им не нравится, только ради того, чтобы заработать на жизнь», - говорит он. – «Благодаря блэкджеку мне никогда не придётся соглашаться на подобную работу. У меня было достаточно денег, чтобы заниматься тем, что мне нравится: быть тренером по водному поло, а потом основать спортивную компанию. Мне никогда не придётся браться за нелюбимую работу только ради денег. Это самый большой подарок, который я получил от игры в блэкджек».

Сейчас Ма запрещено играть в блэкджек в большинстве казино Лас-Вегаса. Он может участвовать в других играх, но не в этой, ставшей его коньком. Но больше всего Ма скучает не по блэкджеку, а по команде. «Нас было 10-20 ребят – именно ребят, нам было по 21-му году – и мы управляли работой мультимиллионной компании, чтобы она приносила ещё больше миллионов. Мне не хватает чувства товарищества».

В качестве режиссёра продюсеры хотели видеть Роберта Лукетича. Продюсер Майкл Де Лука говорит, что им с Брунетти и Спейси понравилось видение Лукетич относительно того, как им должен быть этот фильм. «Двадцать одно» вобрал в себя много жанров, много тонов», – говорит он. – «Это саспенс с элементами фильма экшн, комедии и романтического фильма, к тому же он основан на реальных событиях. При таком разбросе Роберту удалось сбалансировать все элементы в единой концепции».

«До этого я снял несколько романтических комедий и хотел попробовать что-то новое»
, – говорит Лукетич. – «В фильме «Двадцать одно» есть постоянное напряжение из-за высоких ставок, ситуации, когда герои оказываются на волосок от провала, и сбывается то, о чём можно только мечтать – Лас-Вегас побеждён его же оружием. Это выглядело многообещающе».

Кейт Босуорт, до этого снимавшаяся у Лукетича в фильме «Выиграй свидание с Тэдом Гамильтоном», говорит: «Он создавал удивительный баланс предельного профессионализма и серьёзности, когда требуется, но в душе он маленький ребёнок. Мне это очень нравится! Я считаю, что люди такого склада обычно снимают лучшие фильмы, потому что они получают им работается в удовольствие».

Она продолжает: «У Роберта отличное чувство юмора. С Робертом я могу решиться на что угодно, я такое не о каждом могу сказать».

Небольшой мастер-класс :)

В игре в «двадцать одно» наблюдатели делают низкие ставки, считают карты и ждут того момента, когда колода станет «горячей» – чем больше фигур остаётся в колоде, тем она горячее, т.е. тем выше вероятность выигрыша. Когда фигурная карта разыгрывается, наблюдатели присваивают ей значение -1. Карты от двойки до шестёрки – +1, семёрка, восьмёрка и девятка – нейтральные, они не имеют достоинства.
 
Когда колода становится горячей, наблюдатели подают сигнал главному игроку, скрестив руки. Он вступает в игру и ставит много денег на горячую колоду. Когда карты раздают, он отходит за другой стол. Наблюдатели докладывают ему, какой счёт, с помощью закодированных сообщений:
 
+1 = дерево
+2 = выключатель
+3 = табуретка
+4 = машина
+5 = перчатка
+6 = пистолет
+7 = ерунда
+8 = бильярд
+9 = кошка
+10 = боулинг
+11 = футбол
+12 = яйца
+13 = ведьма
+14 = кольцо
+15 = зарплата
+16 = мило
+17 = журнал
+18 = будка для голосования
 

Например, если результат подсчёта +15, наблюдатель может сообщить об этом главному игроку, сказав, будто он проиграл всю зарплату: «Спустил всю зарплату. Подруга меня убьёт».
 
Если наблюдателю нужно поговорить с кем-то из товарищей по команде, он трёт глаз. Если он видит, что главный игрок сбился со счёта, он может подать знак, что колода остывает, проведя рукой по лбу. А если член команды видит, что дилер, распорядитель или охранник понял, что происходит, он ерошит волосы, что означает: «Надо. Уходить. Немедленно».

Подробнее о фильме Двадцать одно